Как выбрать хорошего SEO-подрядчика

be Brave
08 Апреля 2021 8 минут на прочтение
Сложно выбирать подрядчика, если совсем не разбираешься в теме. Действительно ли нужно то, о чём он говорит? Справедливый ли ценник «заряжает»? А можно сделать всё это быстрее? Особенно много таких вопросов возникает при работе с сеошниками. Now и Саша Литвин разобрались в теме и расскажут, как выбрать хорошего партнёра для SEO-продвижения. А если вы ещё не решили, нужно ли вам SEO в принципе, разберитесь с нашим предыдущим материалом про SEO. 
Саша Литвин
Много работает с SEO
Одна из основных задач «продвиженцев» — улучшать позиции сайтов в выдаче. Логично предположить, что их собственный сайт должен быть хотя бы на первых страницах по очевидному запросу вроде «seo-продвижение в Минске/Гродно». Здесь сразу можно столкнуться с возражением, мол, «продвигаем не себя, а наших клиентов» или «зато у нас крутой канал в “телеге”», «нашу рассылку читает Х человек!». Это здорово, но если студия заявляет себя как SEO, то с этим самым SEO у неё должно быть всё хорошо. Необязательно выдаваться на первом месте в Яндексе и Google, но если вы пролистали до 3–5 страницы, а сайта изучаемых вами специалистов там нет, это плохо. 

  • Посмотреть, как выдаётся тот или иной сайт, можно в сервисе Megaindex.
И не просто оцените, сайты каких компаний уже продвигала SEO-студия, а погуглите эти самые сайты. Но не по названию (так они в любом случае будут на первом месте), а по тематическим запросам. Подрядчик работал с туроператором? Ищите туры и экскурсии, которые он предлагает. Формулируйте запрос так, как вы бы сами искали подобное предложение в поисковике.

Если подрядчик говорит, что делал комплексную оптимизацию и продвижение сайта, проверьте, насколько им удобно пользоваться. Представьте себя тестировщиком: откройте ссылки в «шапке» и «подвале», добавьте товары в корзину, почитайте карточки товаров и так далее. Посмотрели? Теперь проще решить, хотите себе подобное решение или нет. 
Кстати, наш бесплатный онлайн-сервис Альфа-Картотека позволит быстро промониторить ваших текущих и потенциальных бизнес-партнёров. Онлайн-сервисом  уже пользуются свыше 1000 клиентов и с его помощью проверено более 10 000 контрагентов. 40% пользователей Альфа-Картотеки работают в сфере оптовой и розничной торговли, 12% — в области компьютерного программирования. При подключении  пакета «Лайт» вы можете сэкономить от 37,90 до 49 рублей, с пакетом «ПРО+» — от 150 до 170 рублей. А до 31 декабря 2021-го бизнес-клиенты Альфы могут подключить Альфа-Картотеку абсолютно бесплатно. Пробуйте!
Чем их больше, тем лучше. Например, у Яндекса можно получить сертификаты по .Дзену, .Директу, .Метрике. Обычно студии подчеркивают этот факт и выкладывают документы на сайте. Но встречаются и липовые сеошники. Проверить подлинность сертификатов от Яндекса можно здесь, а от Google — тут.

Смотрите не только на подлинность, но и на дату выдачи. Сертификаты нужно регулярно подтверждать, поэтому вариант «Наш Степан получил сертификат 10 лет назад, но с тех пор постоянно саморазвивался» не совсем подходит.
Лет 15 назад для продвижения достаточно было запостить на сайте десяток материалов, щедро начиненных ключевыми словами. Сейчас SEO стало куда умнее и сложнее. Если вы небольшой магазин с парой десятков товаров, возможно, вам нужен красивый аккаунт в Instagram, а не SEO. А если SaaS-компания — то плюс к SEO, вероятно, нужны будут и рассылка, и блог, и аккаунты в разных соцсетях. Подробнее о том, что выбрать, мы писали вот здесь
Советоваться с теми, с кем работал ваш потенциальный подрядчик — нормальная практика. Без этого, например, не заключают сделки венчурные инвесторы и стартапы: тем и другим важно, чтобы партнёр был проверенным.

Если клиентов вашего уровня и из вашего сектора нет в портфолио, а контакты по запросу не предоставляют, стоит насторожиться. Бывает, что SEO-студия указывает в портфолио только крупных клиентов, которых действительно обслуживает качественно. Более мелким могут не уделять должного внимания, привязывая на несколько месяцев неразрывным контрактом, — и потом хоть трава не расти.
В частности, срок действия и условия досрочного расторжения. Подрядчик может указать минимальный срок и даже прописать, что в случае отказа от услуг с вас причитается неустойка в размере всей суммы. Но это не совсем так.

Любой договор можно разорвать досрочно, если подрядчик исполняет свои обязательства недобросовестно: тратит много времени на простую работу, лукавит, был пойман на обмане. Платить всю сумму за последующие месяцы в этом случае не нужно, но придётся компенсировать уже понесённые расходы. Вот что говорит закон: «Заказчик вправе отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, если иное не предусмотрено законодательными актами» (Ст. 736 ГК РБ). 

Адекватный исполнитель объяснит, что договор, разумеется, можно разорвать в любой момент, но видимый эффект от SEO можно получить спустя несколько месяцев работы. Это не значит, что полгода не будет ничего, а потом вдруг произойдет чудо: первые результаты появляются уже спустя несколько недель-месяц. 

И во всём этом важно, чтобы ваши ожидания соответствовали техническим возможностям SEO как такового. Поэтому не смущайтесь и задавайте вопросы. 
Хороший подрядчик задаст вопросы о том, как устроен ваш бизнес: откуда берёте заказы, какие у вас партнеры, пользуетесь ли CRM, как выстроены продажи. Это ему нужно не для того, чтобы украсть вашу гениальную модель, а чтобы лучше понимать процессы, узкие места и точки роста. И здесь мы снова возвращаемся к базовой теме — какое именно продвижение вам нужно. Даже если вы пришли с готовым запросом, специалист может дать ценные советы: не ограничиваться SEO; вообще не думать о нём; завести блог и продвигаться с его помощью через низкочастотные запросы и экспертный образ компании.
Воспользуйтесь простой шпаргалкой. 
  • Пример бестолкового подрядчика: «Опыт подсказывает, что результат будет через 6 месяцев или даже год. Всё это время наши лучшие эксперты будут работать с вашим сайтом, вставлять ключевые слова на разные страницы. Это сложная тема, не буду грузить вас подробностями».
  • Пример толкового подрядчика: «Заказов с сайта нет, потому что нет трафика — люди просто не находят вас в поиске. Так получается, потому что сайт не заполнен и не настроен как надо. Вот как мы будем решать это: составим семантическое ядро — список из ключевых слов разной частотности, по которым и будем продвигаться. Сделаем хорошие описания для карточек товаров, сожмём тяжёлые фото. Настроим внутреннюю перелинковку: под товаром будут показываться ссылки на другие продукты из этой же категории. Пропишем теги для страниц — у вас они не заполнены».
  1. Цели продвижения должны быть чёткими и измеримыми, их нужно прописать в договоре. «Улучшить состояние сайта и его выдачу» — плохая цель. «Вывести сайт в топ-10 в Google по запросам таким-то за три месяца» — хорошая. Аналогично для роста трафика, количества заказов и даже среднего чека.
  2. Брендовые запросы чаще всего не зависят от SEO-подрядчика. Особенно если работаете вы не первый месяц, даёте рекламу, у вас уже есть клиентская база и налажено «сарафанное радио». Люди могут просто гуглить название компании, и SEO здесь ни при чём. Поэтому подрядчик не может записывать такие запросы в свои достижения.
  3. Ваш текущий органический рост не должен включаться в KPI «продвиженца». Если трафик или другие метрики и так росли на 5% в месяц, в договоре должен быть прописан рост свыше этих 5%, ведь они были бы у вас и без подрядчика.
  4. Что входит в стоимость услуг в вашем случае? Если на всех предыдущих этапах компания зарекомендовала себя отлично, то этот вопрос может и не стоять. Но если сомнения есть, уточните. Нечистые на руку спецы могут разводить на доступ к различным платным сервисам. Условно, тариф на какой-то из них для агентства обходится в 1000 USD. Он позволяет вести 30 проектов, а за каждый дополнительный нужно доплатить еще 20 USD. Но вам могут рассказать сказку, что доступ обходится в 150 USD только для вас. Поэтому изучите тарифы сервисов, если кажется, что вас разводят.
  5. Пусть подрядчик регулярно присылает вам отчёты о выполненных работах и сметы. Если что-то смущает, проконсультируйтесь с независимым экспертом. Можно ли делать файл robots.txt неделю? Нет, там работы от силы на час. Правда ли, что с турбостраницами трафик сразу вырастет на 200%? Точно нет. Турбостраницы хранятся на серверах Яндекса, так что если вы и приведёте трафик, то к поисковику.

Не бойтесь разобраться в вопросе, пользуйтесь нашим гайдом и Альфа-Картотекой — и тогда точно сможете найти отличное SEO-продвижение в Минске быстро недорого срочно эффективно.