Как сделать идеальный интернет-магазин

для возможностей
15 декабря 20207 минут на прочтение
Мы уже рассказали историю Адриана, который запустил интернет-магазин кроссовок в Бресте, и посмотрели плюсы и минусы сайта и соцсетей для малого бизнеса. Теперь разбираемся, как сделать идеальный интернет-магазин. Помогают нам в этом менеджеры Deal.by. Почему они? Потому что у Альфа-Банка есть классный пакет услуг для интернет-предпринимателей Альфа-Deal: размещение в каталоге, свой интернет-магазин и личный менеджер за 48 BYN в месяц. 

Чтобы продавать в интернете, нужно выполнить восемь обязательных действий:

1. Оформить юридическое лицо или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Это можно сделать онлайн

2. Открыть расчётный счет в белорусском банке.

3. Создать сайт с корзиной. Есть три способа: нанять программистов и сделать сайт с нуля, воспользоваться движком (Wordpress, Joomla) или конструктором сайтов (Deal.by, Recommerce, Beseller). Сайт сразу будет работать в соответствии с законодательством, с подключённой системой оплаты и доставки.

4. Зарегистрировать доменное имя и выбрать хостинг. Согласно  Указу №60, имя должно быть зарегистрировано в национальной доменной зоне (.by или .бел). Сервер со всеми данными вашего сайта должен физически находиться на территории страны. Кстати, поэтому у нас запрещена интернет-торговля через соцсети — они не находятся в белорусской доменной зоне. Там можно только рекламировать товары и услуги. 

5. Зарегистрировать сайт в Государственном реестре информационных сетей, систем и ресурсов  РУП «БелГИЭ». Обычно это делают сами хостинг-провайдеры. Регистрация стоит 0,5 базовой величины, занимает до 15 дней и действует бессрочно. При подключении к торговой площадке услуга уже входит в стоимость.
6. Зарегистрироваться в Торговом реестре Республики Беларусь. Иначе продавать онлайн  нельзя. Регистрация бесплатная, занимает до пяти дней. Нужно лишь подать заявку в местный исполком или администрацию Минска по месту регистрации ИП или юрлица.

7. Организовать оплату. У покупателей обязательно должно быть несколько вариантов оплаты на выбор: наличный и безналичный (дистанционный) расчёт. Дополнительно вы можете добавить столько возможностей, сколько захотите. Принимать к оплате можно только белорусские рубли. Подключить интернет-эквайринг можно в Альфе. Это быстро и удобно. 

8. Разместить необходимую информацию на сайте и заполнить карточки товаров. Контактная информация, режим работы, способы оплаты и так далее. Весь список требований смотрите  по ссылке.

Структуру сайта лучше продумать ещё до открытия интернет-магазина. К обязательным страницам «Главная», «О нас» и «Оплата и доставка» стоит добавить:

  • Уровни каталога. В небольшом магазине хватит двух уровней, чтобы в подкатегориях не оказалось по одному-два товара. В крупном магазине ограничьтесь тремя уровнями. Сортировать категории можно по двум принципам: по алфавиту и по популярности. Если у вас есть явный перекос в ассортименте, можно выводить вверх самые кликабельные категории. Но вместо сотни подкатегорий лучше настроить качественные фильтры — покупатели будут вам благодарны.
  • Фильтры и сортировка. К каждой категории, даже самой мелкой, можно подобрать море фильтров: дата выпуска, бренд, цвет, материал, технические характеристики. Дайте возможность выбирать и тип отображения товаров в каталоге: плитка, список, таблица.
  • Поиск и теги. Настройте поиск по ключевым запросам: название товара, описание, артикул, бренд. Добавьте теги, более точно описывающие специфические аспекты товара. И сделайте дополнительные страницы у продуктов с конкретными характеристиками. Например, покупатель ищет кроссовки Nike Zoom 2K. При вводе запроса он сразу попадает на страницу, где собраны все варианты, а сверху страницы подтягиваются готовые фильтры «розовые», «чёрные», «женские Nike Zoom 2K». Такой метод будет особенно эффективным для сайтов с широким ассортиментом.

Есть три основных правила, которым нужно отвечать:

  • Удобство и логичность сайта. Никакой дизайн не спасёт неудобный сайт. Продумайте всё до мелочей: понятное меню, удобные категории товаров, «небитые» ссылки, заметная корзина, яркие кнопки заказа. Дизайн должен быть логичным и естественным: из меню — в карточку товара, оттуда — в корзину, из корзины — обратно на сайт. Для этого составляют карты маршрутов по сайту, тестируют варианты и выбирают самый оптимальный.
  • Лаконичность и стиль. Избегайте неоновых цветов, красного текста, капслока. Сложный громоздкий дизайн давно вышел из моды (если когда-то был). Лучший выбор: белый фон, понятный шрифт, яркие элементы фирменных цветов. Посмотрите сайты лидеров рынка в своём сегменте.
  • Качественные фото. Покупатель не может предварительно потрогать товар, так что фотографии — единственный вариант склонить человека к покупке. По исследованию Deal.by, 75% покупателей хотят видеть качественные фото товаров на сайтах интернет-магазинов. Поэтому не жалейте сил и времени на это дело.
В 21 веке сайт обязан быть mobile-friendly, а лучше — mobile-first. По данным того же исследования, 66% покупателей посмотрят ваши товары с экранов смартфонов. Ещё в 2019 году эта цифра была 58%. Стремительный рост.
Простая квадратная сетка — наш фаворит. Но тут без качественных фото не выжить. На предварительном экране вместе с фото должны быть название товара, цена и кнопка «Посмотреть» или «Купить». Если вы размещаетесь в общем каталоге вроде Deal.by, можно добавить заметные элементы на фото. Например, некоторые выделяют товар в рамочку или добавляют надпись «Подарок при покупке». 
  • Актуальная цена и наличие.
  • Понятное название: товар + модель + цвет или материал + другие важные характеристики, которых не видно на фото. Например, «смартфон iPhone 12 Pro Max 256 Гб (тихоокеанский синий)». Так будет легче найти ваш товар при поиске.
  • Несколько качественных фото с разных ракурсов. По возможности — видео.
  • Максимум характеристик и человечное описание. Используйте язык выгоды, а не сухих фактов, чтобы покупатель понял, зачем ему покупать этот товар. Например, «в этом корме содержатся витамины, которые улучшают качество шерсти. С ним ваш питомец всегда будет выглядеть ухоженным». Если есть, чем подкрепить это утверждение (конкретные витамины, ссылки на их полезность для шерсти), будет идеально. 
  • Побуждение к покупке (кнопка «Купить», «Чат с продавцом»).
Сопутствующие товары (или cross-sell) — отличная возможность повысить чек покупки. Простой вариант — добавить внизу карточки товара блок «С этим товаром обычно покупают» и расположить там несколько продуктов. Например, в карточке товара с iPhone 12 стоит предложить покупателю приобрести блок питания или наушники, так как их нет в комплекте. 

Только учтите, товары должны быть логичным дополнением к основному товару. Не надо к детской гитаре предлагать мягкую игрушку, но можно порекомендовать комплект батареек. А ещё предлагать товары следует в подходящий момент. Например, когда заказ уже лежит в корзине.
Дайте покупателю максимум возможностей. По исследованию Deal.by, в 2020 году 40% интернет-покупателей предпочитают доставку в почтовое отделение, 32% выбирают курьерскую доставку, а 28% предпочитают самовывоз. 

Обязательно укажите способы, сроки и стоимость доставки. Последнее может зависеть от веса, габаритов, расстояния, на которое нужно везти заказ. При этом по  закону нельзя выставлять условие для покупки в виде «заказ только от 50 BYN», но стоимость доставки может зависеть от суммы заказа. Например, «при заказе от 100 BYN доставка бесплатная».

Курьерская доставка может быть платной или бесплатной. В первом случае интернет-магазин должен оформлять заказ-поручение для подтверждения оказания транспортных услуг. Если же за курьера покупатель не платит, то доставлять товар надо по накладным. Укажите в них, что заказчик услуги отсутствует, так как она бесплатная, а товар перевозится для собственных нужд, ведь во время доставки он считается собственностью продавца. 

Передавать накладную покупателю не надо. Зато обязательно выдайте ему кассовый чек (в случае оплаты при получении). А если в нём нет названия товаров — ещё и товарный чек, техпаспорт, инструкцию и гарантийный талон.