Все в интернет! Как начать продавать в сети, если вы ещё думаете

для возможностей
04 ноября 20208 минут на прочтение

«Если вашего бизнеса нет в интернете, то вас нет в бизнесе», — сказал Билл Гейтс ещё тогда, когда многие обходились торговлей офлайн и не спешили в сеть. Но если ваше дело до сих пор на плаву, то вы или дублируете его в интернете, или полностью перебрались туда, или хотите сделать это. Now подготовил краткий разбор для тех, кто собирается в онлайн, но не знает, сделать сайт или ограничиться только соцсетями. 

Саша Литвин
Любит повышать продажи
Для большинства представителей малого бизнеса хватит аккаунтов в тех же Instagram и VK. Особенно если ваш продукт можно красиво сфотографировать: торты, сумки, предметы интерьера, спортзал. Instagram отлично подходит для таких услуг, где можно показать «было/стало», например, ремонт. Если ваш продукт или услуга невещественные — юридические консультации для физлиц, туризм, диетология, вы тоже найдёте клиентов в соцсетях. Точно не стоит идти туда с B2B товарами, например, станками, предложениями по переработке древесины и подобным.

Соцсети не требуют больших денег. Разработать лого, сделать оформление для аккаунтов и шаблоны для постов — от 200 USD, но это если подходить к делу серьёзно. Вести страницы можно как самостоятельно, так и делегировать это подрядчику. Начинающий SMMщик обойдётся от 100 USD в месяц, агентство — намного дороже.

Заводить аккаунты во всех соцсетях не нужно, начните с Instagram — он часто заменяет бизнесу интернет-магазин. В начале года в этой соцсети было 2,6 млн пользователей из Беларуси. Среди них больше женщин — 61,5%. Причём 6,46% белорусов в Instagram имеют доход выше 1000 USD (исследование), на втором месте Facebook, там — 6,18%. Так что самая платёжеспособная публика именно в Инсте.

Оформите хайлайты — например, цены/меню/акции/как нас найти или по аналогии с вашими рубриками (а для них подберите хештеги, которые помогут ориентироваться внутри аккаунта). Пример — магазин одежды Muashop. Смотрите, чтобы названия хайлайтов были до 13 символов, иначе они обрезаются.
В любой соцсети у вас должны быть простые для запоминания никнейм и названия. Никто не станет тратить время, чтобы найти вас среди своих 500 подписок, если через поиск не получилось с первой попытки. Описание аккаунта — лаконичное и содержит только самое необходимое: что продаёте, время работы, адрес, делаете ли доставку за границу или только по Беларуси, телефон для связи.

Если Инстаграма вам мало, продублируйте виртуальную витрину во Вконтакте — там можно размещать товары с фото и описанием на странице бренда. Facebook — это для продаж вдолгую. Здесь тоже можно давать рекламу, но в целом сообщество строится вокруг контента и обсуждений. Аналогично — с Telegram, особенно с недавним появлением комментариев к постам. Здесь текст важнее картинки.

Указывать ли цену под постами? Это палка о двух концах. С одной стороны, реклама товара без указания стоимости раздражает. С другой, десятки комментариев с «А можно узнать цену?» улучшают охваты постов. Если у вас есть чёткая цена за конкретную единицу товара, то лучше указывайте её. По закону вы не можете принимать заказы в личке (исключение — ремесленники). Но рассказывать о вашем офлайн-магазине, уточнять наличие товара и указывать цену никто не запрещает. Главное — не оформлять заказы. Вот здесь почитайте юридические разъяснения.

Главный принцип продвижения в соцсетях: просвещение, развлечение, помощь и только потом продажа. Читать голую рекламу никому не интересно, в интернете работают другие законы. Вы формируете свой образ, собираете аудиторию, делитесь полезным контентом. Люди видят в вас эксперта, оценивают качество продукта и покупают.
Малому локальному бизнесу к лицу аутентичность и искренность. Объясним на примере аккаунта «Экопривычка». Это магазин экотоваров, который есть только в Instagram. Посты часто написаны от лица создателя бизнеса (иногда и с личными историями), и контент там не в формате «акция-купи-купи», а с пользой: что не так с зубной пастой, что такое ЭМ-контейнер и так далее. У бренда с таким подходом всегда будет ядро очень лояльных покупателей.

Но искренность искренностью, а без платного продвижения выжить не получится. В 2020-м соцсети — ультраконкурентная среда. Для старта, конечно, помогут подписки друзей и знакомых и бесплатная реклама от них. Но дальше вам лучше настроить таргетированную рекламу либо нанять подрядчика. Услуги агентства обойдутся скромному бизнесу примерно в 200 USD в месяц, зато точно дадут эффект.

Активно используйте сторис. Срочные сообщения, анимированная реклама, видеообращения, интерактив (функционал Instagram даёт большой простор в этом деле), опросы, игры. В отличие от постов, сторис нужны не для складирования информации, а для чего-то актуального, например, меню на день. А при 10 тысячах подписчиков вы сможете включить переход по ссылке в сторис свайпом вверх — очень удобная функция, потому что иначе придётся направлять на ссылку в описании профиля. 

Соцсети — территория гласности и свободы. Если клиент написал плохой отзыв или гневный комментарий, разберитесь. Ответьте на пост и напишите человеку в личку, узнайте подробности произошедшего: кто оформлял заказ, когда начались проблемы. Покажите, что вы действительно заинтересованы в том, чтобы исправить свою ошибку. Поблагодарите клиента за обратную связь и мягко попросите убрать отзыв, если проблема решена. Сообщения о проблемах нельзя оставлять без ответа.
Когда у вас магазин с сотнями позиций, для которых нужна своя витрина, корзина и возможности оплаты онлайн. Дорогие продукты вроде авто или медуслуг лучше продаются на отдельном ресурсе, а магазин компьютерной техники настроит фильтры в каталоге, чтобы клиент мог быстро найти нужный ему товар по характеристикам.

Сайт удобнее для сбора всей информации в одном месте, где она доступна клиенту. А если вы хотите добавлять статьи, то тут включается и SEO-продвижение. Тексты в блоге и карточки товаров могут приводить органический трафик из поисковиков лучше, чем реклама.

Сделать сайт — дело хлопотное. Можно воспользоваться популярным движком (Wordpress, Joomla, Droopal) на базе одного из шаблонов. Отличные платные шаблоны стоят от 50 USD с пожизненной лицензией, но можно работать и с бесплатным решением. Если не хотите заморачиваться с установкой и настройкой, вам в помощь конструкторы сайтов вроде tilda.cc или staronka.by. Есть бесплатные (с урезанной функциональностью) и платные тарифы от 10 USD в месяц. Хостинг и домен обойдутся примерно в 100 USD в год. 

Самому заниматься постоянным обновлением сайта и его безопасностью (хакеры не дремлют) проблематично, лучше нанять человека. Платить сотни USD в месяц администратору нет большого смысла, если ваш аккаунт под надёжной защитой, а сами вы всегда начеку, чтобы отключить сайт в случае проблем. Лучше попросить знакомого айтишника за вознаграждение помочь настроить всё это дело при создании сайта. А вот ассистент для обновления контента будет очень кстати.
Пример — магазин экотоваров Zerro, который сделан на Wordpress. Раньше в дополнение к сайту шла и офлайн-точка, но с весны бизнес перешёл полностью в онлайн, и неплохо себя чувствует.

Но на сайт нужно привести людей. Где их взять? Из поисковика и соцсетей. Первое — это SEO, о чём мы упомянули выше. Второе — это таргетированная реклама, которая будет вести напрямую на сайт. Но аккаунт для включения таргета всё равно нужен: его можно сделать как витрину вместо живой страницы с постоянными обновлениями.

Собирайте через сайт email-адреса, чтобы вести рассылку. В любом конструкторе есть простая и понятная форма для подписки. Здесь принцип тот же, что и в соцсетях: сначала польза, потом продажи. О чём писать в рассылке? Товары недели, новинки, акции, советы, истории, FAQ и другая полезная информация.

Ещё один плюс сайта — расширенная аналитика. Подключите Google Analytics и/или Яндекс.Метрики, чтобы знать, какая аудитория и откуда заходит на ваш сайт и чем она больше всего интересуется. С множеством данных о трафике появляются и возможности в маркетинге — таргетинг, изменение структуры сайта и расположения элементов, работа над ошибками. 

А ещё — это удобно и важно — на сайте можно подключить интернет-эквайринг и принимать онлайн-платежи. Интроверты будут признательны, если им не придётся созваниваться с вашим менеджером, чтобы оформить заказ. С Альфа-Банком подключить интернет-эквайринг можно за один день. Вы получите готовое решение для сайтов на CMS, круглосуточную поддержку и индивидуальный дизайн платёжной страницы. Все подробности смотрите на сайте.

Есть ещё один удобный вариант для тех, кому тесновато в соцсетях, но на создание и продвижение сайта нет ресурсов. Это маркетплейсы — условно, онлайн-гипермаркеты, в которых собраны тысячи продавцов. Вам нужно оформить «витрину», загрузить товары и настроить приём платежей. Самые популярные белорусские маркетплейсы: deal.by, kufar.by, av.by, catalog.onliner.by, shop.by, pulscen.by. 

Режим работы в праздничные дни


Для физических лиц