«Бизнес окупился за 6 месяцев»: как живёт семейная школа-студия керамики Moonсeramic?

для возможностей
19 марта 20217 минут на прочтение
Чашка кофе утром — и сразу день легче. А если выпить кофе из любимой кружки, сделанной своими руками, — заряд позитива обеспечен вдвойне. Редакция Now вместе с Леной Чурсиновой, тем ещё кофеголиком, решила разобраться, из какой кружки всё-таки кофе вкуснее и как в принципе работает бизнес по производству керамической посуды. Для этого отправились прямиком в семейную студию Moonceramic — одну из самых известных сегодня на белорусском рынке. 

Начало пути

Moonceramic — семейная школа-студия керамики и гончарного искусства. Как она появилась? Наталья и Виктор Бердниковы сложили все составляющие идеального бизнеса для себя: любовь к глине и творчеству, востребованность и малую конкуренцию на рынке. И так в далёком 2014-м основали Moonceramic. 
Виктор и Наталья Бердниковы
Наталья занимается лепкой с детства, суммарно уже более 15 лет. А её муж Виктор — около 10 лет. 

Moonceramic стала первой подобной семейной студией керамики в Беларуси. Именно это помогло стремительно стартовать и получить широкую известность на рынке. 

— Сначала мы работали через сарафанное радио. К нам приходили наши друзья и знакомые. Но буквально за год имя студии стало достаточно известным. И уже тогда оно начало работать на нас.

Стартовый капитал

Для создания студии семейная пара не привлекала кредитные средства, а использовала собственные сбережения. Как говорят Наталья и Виктор, для открытия мастерской с качественными материалами суммарно понадобится около 8–10 тысяч евро. 

Наталья и Виктор вспоминают первое время и советуют: 

— В первую очередь, если задумались открыть свою студию, найдите хорошее производственное помещение и сделайте в нём ремонт. Будьте готовы, это приличный процент от первоначального бюджета. Мы, например, более 30% отдали только за аренду помещения. Но это не всё. Вам точно понадобятся муфельная печь (3–5 тысяч евро), базовый набор глин и глазурей (2–3 тысячи евро), гончарный круг (700–1000 евро), стартовый набор инструментов и кистей (150–200 евро), а также наполнение печи (полки, подставки под изделия для обжига — это ещё 500 евро).
Вопросы аренды и закупки всего необходимого заняли примерно год. За это время успели оформить ИП, чтобы проводить мастер-классы, и ремесленное дело, открывающее возможность участвовать в выставках. С самого начала в Moonceranic сделали ставку на качественные импортные материалы из Украины, Германии, Польши, России, а также на дорогое немецкое оборудование и печи.

Во всех юридических аспектах разбирались самостоятельно. Ещё ходили на консультацию в налоговую. Здесь ещё один крутой совет от ребят:

— Не жалейте деньги на юридические консультации. Такая помощь в будущем поможет окупить все затраченные средства уже в процессе вашей деятельности.

Стартовала же студия Moonceranic с покупки одной муфельной печи. Сейчас таких четыре, подумывает о приобретении пятой. Бизнес быстро растёт, и запись на мастер-классы расписана на месяц вперёд. 

— Сама по себе глина — достаточно бюджетный материал, если пересчитывать на единицу. Но всё равно мы знаем мастеров, которые умудряются делать изделия из строительной глины, которая ещё бюджетнее. В нашей студии (в большинстве случаев) используется белая или розовая импортная глина. Берём её, так как, к сожалению, с производителями в нашей стране не смогли найти общий интерес и качество импортной глины гораздо лучше белорусской. Также сейчас в работе применяем более дорогие и интересные нам немецкие, французские и польские массы. Но дело не только в глине. Важно понимать, что материалы у всех плюс-минус одни, а изделия всё равно получаются разными и по качеству, и по исполнению.   

Любимая работа? Однозначно

Сегодня студия керамики работает в двух направлениях: 
  1. производство посуды ручной работы для свободной продажи;
  2. проведение мастер-классов и обучающих профессиональных курсов по лепке. 

Moonceramic выполняет персональные и коммерческие заказы, создавая посуду для кафе и ресторанов, а также индивидуальные семейные сервизы. 
Мастер-классы проходят в разных формах: групповые и индивидуальные, для взрослых и детей. Популярны и корпоративные мероприятия. 

Реклама

Наталья и Виктор реализовали мечту многих и создали бизнес, который сегодня для них и заработок, и хобби, и любимое детище. Поэтому, как признаётся пара, работа в режиме фулл-тайм хоть и выматывает, но приносит максимум удовольствия.

Студия (а вместе с ней Наталья и Виктор) работает со вторника по субботу с 12:00 до 19:00. Помимо 7–8 часов лепки, ребята сами ведут социальные сети, общаются с клиентами, принимают и отдают заказы. А это огромный пласт маркетинговой работы. Примерное время, затрачиваемое на ведение соцсетей, — 2–2,5 часа утром и 2 часа вечером. Всё это после основной работы в студии.

Прибыльно ли дело

Moonceramic неоднократно пыталась масштабироваться, но, как отмечают супруги, найти хороших работников в этой области довольно сложно. Было принято решение развивать сферу услуг и проводить больше мастер-классов. Сейчас 60% от дохода студии приносят как раз мастер-классы, остальные 40% — продажа посуды. Около 40% от выручки покрывает все основные затраты на поддержание стабильной работы.

— Сейчас мы создаём меньше посуды, зато выпускаем её сериями и коллекциями. Стараемся прорабатывать каждый предмет, делая его более интересным и уникальным.
Сегодня студия проводит собственные маркеты и распродажи посуды. Примерно раз в сезон (3–4 месяца). Подобные ивенты пользуются спросом, так как на них можно не только урвать находки из старых коллекций с хорошей скидкой, но и попасть на презентации новых серий посуды. За спиной Moonceramic — уже два удачных маркета. На первый пришло около 300 человек, на второй — около 400–500 человек.

На распродаже можно успеть купить изделия от 5 рублей, при том что обычная цена на такие — в районе 25–35 рублей. Есть ещё исключительные (особенные в производстве) изделия. Они вовсе достигают 60–100 рублей. 
Мастер-классы стоят от 45 до 170 рублей. Цена зависит как от сложности, так и от того, будет мастер работать с вами индивидуально или в группе.

Коллектив

Регулярно в студии работают два человека — это, собственно, Наталья и Виктор. Иногда по распределению берут в помощники ребят из колледжа. Они учатся и помогают делать заголовки посуды. 

Трудности, которых не нужно бояться

Бизнес окупился примерно за 6 месяцев. Но пара сразу отметила, что сейчас такая скорость вряд ли возможна, потому что на рынке появилось много керамистов с очень достойными работами и уровнем знаний в керамике.

Быстрая окупаемость не говорит об отсутствии сложностей. Большое всего проблем было с поиском помещения, которое подходило бы по всем требованиям пожарной безопасности. 

— Несколько раз мы переезжали с места на место, пока не нашли постоянное помещение. Сложно было самим разобраться с юридическими аспектами и бухгалтерией, но мы стараемся распределять обязанности между собой, каждый занимается своим вопросом. 

Сейчас студия Moonceramic расположена в двух помещениях, которые находятся в одном здании. Первое — для мастер-классов, второе — для обжига и других более грязных процессов. Всё же керамика — не самое чистое занятие.

Желающих пить кофе из авторской кружки ручной работы или завтракать горячим скрэмблом из красивой тарелки становится всё больше. Однако с начала 2020-го клиентопоток нестабилен, сейчас эта величина меньше ожидаемой.

Как быть первыми

Секрет популярности Moonceramic прост: доступные цены и щепотка любви к своему делу. Из всей доступной рекламы студия больше всего полагается на сарафанное радио, поэтому качество и клиентоориентированность здесь превыше всего. Главный девиз Натальи и Виктора: «Один довольный клиент — это два клиента». Конечно, пара не пренебрегает и современными методами продвижения, уделяя им большое внимание как главному инструменту получения фидбэка.

— Студия регулярно получает отзывы. Люди пишут, как приятно работать с глиной и как это расслабляет их. Момент лепки действительно можно воспринимать как медитацию: голова отключается, руки работают — и приходит вдохновение. Для тех же, кто думает заняться лепкой всерьёз, надо понимать, что производство хорошей керамики достаточно сложный процесс. Чтобы обучить людей с нуля делать качественную посуду, нужен не один год.

На что уходят деньги

Подытожим всё, что узнали от Натальи и Виктора, и покажем традиционную картину расходов студии Moonceramic в месяц: 
Удивительно, но факт. Now вместе с Леной Чурсиновой всё-таки выяснил, из какой кружки кофе вкуснее всего. Наш вердикт — из посуды красного или шоколадного цвета. Не знаем, то ли атмосфера студии на нас так повлияла, то ли гостеприимство хозяев, но кофе был невероятен.