Что продумать, когда открываешь кафе в центре Минска

be Brave
24 Августа 20206 минут на прочтение

Хорошее место, отличный сервис, качественный продукт — залог успеха любого бизнеса. И бизнес на кофе здесь не исключение. Для обзора Now выбрало кафе “Моби Дик”. Соучредитель Александр помог нам разобраться, как работает этот бизнес и с какими подводными камнями можно столкнуться.

Лена Чурсинова
Пьёт капучино и спрашивает о деньгах
Кафе “Моби Дик” открыли весной 2019 года. Место — в центре города рядом с Площадью Победы. Мягкие диваны, итальянские стулья, лаконичный дизайн с большим количеством ярких акцентов и геометрический декор смотрятся весьма фотогенично.

Как всё начиналось

Пять лет назад четверо друзей музыкантов оформили свой первый бизнес — тренажерный зал Moby Dick на улице Октябрьская, а в будущем — кафе с одноимённым название в формате to go.

По зову сердца ребята не смогли остановиться на одной точке с кофе и решили: есть свободное пространство и можно сделать что-то интересное — значит, ещё одному кафе быть.

— Мы поняли, что у нас получается, и решили открыть кафе с посадочными местами. Тут мы смогли проявить себя не только как про продукт, но и как про дизайн. Смогли реализовать свои представления, как сделать это хорошо.

Хороший подход к делу

Уровень обслуживания — целая вселенная, где важно продумать всё: внешний вид персонала, поставленная речь, чистота и гигиена, качество самого продукта на выходе. Этот фактор непосредственно влияет на повторную продажу. Ребята обратились к обжарщикам из Kitchen Coffee Roasters. Это компания профессионалов, которые относятся к кофе не только как к бизнесу, но и как к искусству. Они обучили персонал “Моби Дик”. А учредители кафе говорят, что они обратились к обжарщикам в первую очередь потому, что хотели делать “не просто кофе, а один из лучших”.

Работа нон-стоп

Основатели уделяют время кафе на улице Захарова каждый день. Работа в формате фулл-тайм необходима, так как это молодой бизнес. Сейчас цель — максимально автоматизировать все процессы. Детальное внимание поможет минимизировать издержки в настоящем и избежать их в следующем проекте.

Ребята выбрали концепцию качественного продукта. То есть они не делают кафе в формате fast: некоторые продукты проходят через “шоковую заморозку”, но большинство — это “живые” ингредиенты и те, что готовят самостоятельно.

Что по деньгам

Учредители выступили инвесторами для нового юрлица и оформили его как ООО. Фактическая прибыль с тренажерного зала и точки на Октябрьской и стала первым вливанием в кафе на Захарова. Также сумму первоначальных инвестиций составил небольшой кредит в банке и собственные вложения. 

Предполагаемую сумму на открытие кафе позже пришлось увеличить на 30-40% сверху. Самой большой статьёй расходов стал ремонт, так как раньше на этом месте был продуктовый магазин. Помещение пришлось полностью переоборудовать: от санузла до оконных проёмов. Далее — закупка оборудования.
— Мы хотели сделать всё максимально классно на уровне того, как видели в Риме или Лиссабоне. Но не забывали органично вписаться в пространство Минска, чтобы было предельно комфортно и атмосферно.

Именно архитектура и дух пространства Площади Победы очаровал владельцев. С этим местом у ребят связаны хорошие воспоминания. Но при выборе локации они проанализировали и её доступность, и работу конкурентов.

Первые сложности

После запуска первой точки ребята с радостью попали в движуху кофейного бизнеса и не захотели останавливаться. От идеи создания второго кафе до его воплощения прошло около полугода.

Сложности в новой точке были небольшие и заключались в том, что пространство было уже не на заводе, а в жилом доме, а тут свои правила. Надо максимально найти общий язык с жильцами и вписаться в существующий уклад. Возникли и технические вопросы: сделать хорошую вентиляцию и шумоизоляцию. Но всё прошло довольно гладко. Местные жители лояльно отнеслись к новым соседям, а кафе облагородило зеленью территорию вокруг. Мир, дружба, кофе.

Окупаемость

Кафе — это не тот бизнес, который можно окупить за год. По словам владельцев, на это потребуется как минимум пару лет. Сейчас “Моби Дик” вышел на уровень, когда нет необходимости вкладывать собственные средства. Ребята постоянно развиваются и летом создали долгожданную уютную террасу.
Как ни удивительно, но конечный продукт не является залогом большой прибыли. Сегодня мало просто готовить отличный кофе. Одна чашка напитка для гурмана и любителя может восприниматься по-разному. Как объясняют учредители, важно, чтобы напиток нравился им самим. Невозможно подстроиться под вкус каждого, но можно продавать то, что вкусно тебе — и это честно. Кстати, самый продаваемый напиток — капучино.

— Мы интуитивно двигаемся в бизнесе, и это наше преимущество. Необходимо подстраиваться под меняющуюся реальность, а она меняется каждый день.

Дьявол кроется в мелочах, а в таком бизнесе их достаточно много. Если работники забыли жарким летним днём включить кондиционер, то можно заметить, что меньше людей задерживается в помещении, чем обычно. Даже такие моменты имеют значение.

Кроме внешних факторов вроде конкуренции, которая подстёгивает постоянно двигаться вперёд, в “Моби Дик” есть и внутренние соревнования между кафе на Октябрьской и Захарова: лучший бариста или лучший сервис.

Независимо от того, действующий ли вы бизнес или только открывающийся, всегда держите в голове баланс между идеей, желанием и возможностями — и будет вам счастье.