Нашумевшая оранжевая книга: стоит ли читать «Ясно, понятно»?

be Smart
14 Апреля 2021 9 минут на прочтение
«Ты узнаешь её из тысячи» — примерно так можно охарактеризовать обложку нашумевшей книги Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст», которая вышла в уже далёком 2017-м и стала бестселлером. На этом Ильяхов не остановился и в 2020-м выпустил продолжение «Ясно, понятно. Как доносить мысли и убеждать людей с помощью слов». Схожий дизайн, узнаваемый оранжевый цвет — рука так и тянется. Now вместе с Женей Охотиной решил выяснить, стоит ли книга того, чтобы стать настольным справочником каждого, или же Ильяхов выпустил издание вдогонку предыдущему, чтобы собрать побольше денег с продаж на волне популярности. 
Женя Охотина
Прочитала все книги Ильяхова
Мы почитали отзывы на крупнейшей читательской площадке LiveLib и вот, что увидели. 

Лагерь разделился на две группы читателей.

Первые говорят, что автор так и не смог переплюнуть «Пиши, сокращай», параллельно добавляя, что в новой книге — сплошь вода, мало рабочих приёмов и что некоторые советы вообще повторяются. И таких отзывов где-то 15%, что немало. 

Остальные же 85% читателей остались довольны. Их аргументация почти одинакова. Эта группа пишет что-то вроде «книга дала много новых идей», «она позволила под новым углом взглянуть на тексты и поменять подход». Нам кажется, что если человек пересмотрел взгляд на какие-то вещи, книга достойна как минимум прочтения для ознакомления. Этим в кратком формате прямо сейчас и займёмся. 
Если хотите от книги по написанию текстов шаблоны и схемы письма — почитайте первую часть «Пиши, сокращай» или Дмитрия Кота «Как не съесть собаку».

«Ясно, понятно» учит непосредственно подходам по убеждению читателей и созданию положительного контекста, который поможет достучаться даже до представителей противоположного лагеря. Тут и про переговорные техники, и про политтехнологии, и про психологию. На первых страницах автор показывает назначение этой книги. И суть её в более глубоком понимании текста.
Фото: скриншот с сайта alpinabook.ru

Приведём пять советов из книги, которые нам приглянулись больше всего.

Например, вам нужно объяснить заказчику, почему нужно зарегистрировать товарный знак. Вот что Ильяхов советует для этого. 

Чтобы создать ясность в сложных темах, нужно привести понятные и реальные примеры и антипримеры. Правдивые и реальные для картины мира заказчика. Например, рассказать клиенту, что в прошлом году салон «Ноготки, цветочки» в центре Минска был вынужден переехать на другое место. На их площадь заселился другой салон маникюра, используя то же название и воруя старых клиентов, которые привыкли ходить в это место. Чтобы такой обидной ситуации не произошло, нужно регистрировать товарный знак.

Как видно, сложное и абстракции нужно объяснять через простое, даже если иногда это не совсем корректно или верно с точки зрения науки. Ваша задача, чтобы вас поняли, а не убедить всех в остроте своего ума.

В общем, эксперт тот, кто владеет примерами и антипримерами. Запоминаем. 
Многие авторы, насмотревшись техник письма, начинают свои тексты с «отчитывания» читателя и указания на его ошибки, неправильные подходы и мировоззрение. 

Например, условный автор N в материале о фитнесе как бы корит людей с лишним весом за их лень и постоянные отговорки. Но такая позиция сразу настраивает человека готовить аргументы и защищаться, а не получать пользу из текста.

Всегда нужно помнить, что читатель молодец в любом случае. Например, можно начать так:

«Я понимаю, как тяжело сбросить лишние килограммы, когда все коллеги на обед заказывают пиццу. Трудно составить меню, которое вписывается в рамки вашего бюджета, проблематично выбрать время тренировок, чтобы не крутится как белка в колесе. Сначала это покажется кругами ада, и нужны огромные усилия и мотивация».

Читатель с похожими проблемами сразу узнает себя и увидит, что его понимают, а не ругают. Когда автор занимает такую позицию, ему намного проще убеждать, а человек всегда будет готов читать дальше, слушать, слышать.
Представим протест в Париже. По одному телеканалу показывают столкновения с полицией, разбой и поджигания. И говорят, что весь Париж превратился в поле боя.

Другой же канал показывает, что протест не несёт угрозы городу и проходит только на одной улице. И жизнь в Париже продолжается: кафе работают, туристы приезжают. Всё как обычно.

И вся соль в том, что каждая сторона права. Пропагандисты вырывают куски реальности и преподносят только ту информацию, которая нужна для закрепления картины мира своих зрителей/читателей. Другая же сторона поглощает информацию, отражающую их убеждения. И информация, которая не совпадает с их картиной мира, просто отсеивается. Результат — информационный вакуум, где каждый получает ровно те данные, которые хочет получать.

Так что ясность и очевидность — это не признак правды. Это результат того, что поработали профессионалы. И реальность всегда сложнее, чем привычные нам сюжеты и точки зрения. 

Нельзя быть правым на 100%. Если вы хотите переубедить читателей, помните: если у человека есть убеждения, он не восприимчив к фактам, которые говорят обратное. Даже если вам кажется, что это железобетонно и аргументированно. Если у читателя есть предвзятость, придётся сначала устранить её. Как это сделать? 

  1. Для начала создаём доверие и доброжелательный контекст («я тебя понимаю/ я частично разделяю твои взгляды/я с тобой во многом согласен, но....»). 
  2. Затем подчёркиваем факты из убеждений собеседника, с которыми вы не согласны. И объясняем свою точку зрения конкретными и простыми образами, которые близки опыту собеседника. Если он автослесарь — на примере работы автодвигателя. Если банкир — на примере конверсионных операций.
  3. И только после этого можно переходить к фактам-козырям.


Представьте, что вам нужно подобрать картинки к материалу «Пять советов по мотивации своей команды». Скорее всего, вы выберете на главную картинку фото делового мужчины в рубашке и галстуке. Или сотрудников, сидящих за столом. Но у 99% публикаций на эту тему стоят такие картинки — и они ни о чём не говорят читателю. Это пустой визуал.

Что можно сделать? Если это материал для корпоративного блога, лучше сделайте коллаж с фотографиями коллег и добавьте на него надписи. 
В турагенстве вы ведь выбираете отель по фотографиям, а не по описанию где-то внизу «комфортабельный солнечный номер на первой береговой линии»? Одно фото передаст эмоции пяти абзацев. Мы не можем почувствовать то, что не можем представить. А вот фото отлично с этим справляются. 
Книга повествует о гораздо большем, чем просто про текст. Советуем обратить внимание на разделы «Вирус правоты» и «Язык войны». Они научат убеждать людей из противоположного лагеря мнений. 

Кстати, узнать чуть больше о фишках книги можно вместе с Ильяховым в его видеопрезентации: 

А ещё в книге всё хорошо с юмором и классные иллюстрации. Любо смотреть:

Фото: скриншоты с сайта alpinabook.ru
Полистать «Ясно, понятно» можно тут.