Представим протест в Париже. По одному телеканалу показывают столкновения с полицией, разбой и поджигания. И говорят, что весь Париж превратился в поле боя.
Другой же канал показывает, что протест не несёт угрозы городу и проходит только на одной улице. И жизнь в Париже продолжается: кафе работают, туристы приезжают. Всё как обычно.
И вся соль в том, что каждая сторона права. Пропагандисты вырывают куски реальности и преподносят только ту информацию, которая нужна для закрепления картины мира своих зрителей/читателей. Другая же сторона поглощает информацию, отражающую их убеждения. И информация, которая не совпадает с их картиной мира, просто отсеивается. Результат — информационный вакуум, где каждый получает ровно те данные, которые хочет получать.
Так что ясность и очевидность — это не признак правды. Это результат того, что поработали профессионалы. И реальность всегда сложнее, чем привычные нам сюжеты и точки зрения.
Нельзя быть правым на 100%. Если вы хотите переубедить читателей, помните: если у человека есть убеждения, он не восприимчив к фактам, которые говорят обратное. Даже если вам кажется, что это железобетонно и аргументированно. Если у читателя есть предвзятость, придётся сначала устранить её. Как это сделать?
- Для начала создаём доверие и доброжелательный контекст («я тебя понимаю/ я частично разделяю твои взгляды/я с тобой во многом согласен, но....»).
- Затем подчёркиваем факты из убеждений собеседника, с которыми вы не согласны. И объясняем свою точку зрения конкретными и простыми образами, которые близки опыту собеседника. Если он автослесарь — на примере работы автодвигателя. Если банкир — на примере конверсионных операций.
- И только после этого можно переходить к фактам-козырям.