Balenciaga, Supreme и Gucci: почему бренды такие дорогие?

для меня
16 сентября 20216 минут на прочтение
Все мы понимаем, что базовая хлопковая футболка не может стоить 150$, но при этом есть варианты как за 1500$, так и крокодиловые дизайны за 91 500$. Сейчас разберёмся, откуда такие числа.
Никита Дашкевич
Застрял между фастфудом и фаст-фешеном 

Ценности бренда

Люксовые вещи просто не созданы быть дешёвыми. Balenciaga не может продаваться в переходе по 19,99$, потому что это идёт вразрез со всеми принципами бренда. Известный шильдик не только добавляет нулей в чек, но и транслирует ценности, которые формируют сообщество вокруг лейбла. Святой для многих сейчас бренд Balenciaga вышел из-под руки Кристобаля Баленсиаги ещё в начале прошлого века. Но от фундамента высокой моды осталось не так много, а именно формирование трендов: ugly shoes, унисекс, спорт и оверсайз. Всё это сделало Balenciaga дико популярным. 

И именно поэтому «палёный» рынок живее всех живых. Здесь можно найти как совсем очевидный «abiboss», так и вещи, не уступающие по качеству оригиналу. Однако сознательный выбор подделки — это больше про самообман и попытку купить не вещь, а статус. При этом, если знающий человек угадает по фурнитуре, что перед ним фейк, то и на весь остальной образ автоматически падёт тень.

Тем временем пристойная реплика попросит за себя сумму, которой хватит на вещь более крутого качества, но от менее известного бренда. Да и смысл гнаться за фейковым статусом? Просто посмотрите на герцогиню Кейт Миддлтон, которая не стесняется вещей из масс-маркета и носит платья Zara за 13$. 

Из чего это сделано?

Не только история бренда формирует цену. Например, держите вы в руках хлопковую рубашку и не понимаете, откуда взялась такая стоимость. А там в составе длинноволокнистый египетский хлопок, который на деле оказывается мягче, чем любое флисовое полотенце. Но на бирке этого не напишут. 

То же самое происходит с миллионом деталей: на бумаге смартфон из алюминия, а на самом деле сплав для его изготовления надо ещё поискать, кожаные туфли могут быть с замшевой вкладкой или полностью из спилка — более дешёвого слоя натуральной кожи, напоминающего замшу. Так, казалось бы, одинаковые по составу вещи будут ощущаться абсолютно по-разному. 

Эксклюзивность

Плюс один пункт в графе добавленной стоимости. Часто модные дома в сотрудничестве с приглашёнными дизайнерами выпускают капсульные коллекции — небольшие серии из пяти-десяти вещей, которые объединены одной идеей. А ещё чаще делают коллаборации. 

Одни только «единички» Nike видели фитов и кастомов на пару сезонов вперёд. Так доступная пара кроссовок за 150$ легко превращается в лимитированную за несколько тысяч.  

Искусственный дефицит

«Дропы» — механика, приписанная брендам уличной моды, но давно известная на постсоветском пространстве. Это когда за одной вещью выстраиваются километровые очереди. 

Модным амбассадором пробирочного ажиотажа считается Supreme. Таким методом он дарил клиентам иллюзию обладания лимитированной вещью и быстро выбился из локального бренда в высшую лигу. 

Со временем ажиотаж падает, а цена устаканивается. Если помните, в начале года была перспективная соцсеть Clubhouse, которая сегодня уже мало кому интересна. Так и с брендами: если не поддаваться импульсивным решениям, то через пару месяцев можно купить желанную вещь заметно дешевле. 
Правда, здесь стоит сказать, что устойчивая высокая цена сохраняется за классическими марками с долгой историей. Например, дом Gucci знал разные периоды, но в этом году празднует уже сто лет в статусе одного из самых узнаваемых брендов планеты. 

Сопутствующие расходы

Купить хлопок в Барбадосе, заказать фурнитуру в Лионе, привезти дизайнера из Нью-Джерси и собрать вещь в Ханчжоу — всё это стоит денег. И зачастую бренды работают именно по такой цепочке, чтобы привнести в свои изделия лучшее. А пока логистическая цепочка будет растягиваться, на цену успеют повлиять курсы валют и погода, задержавшая вылет транспортного самолёта. 

По прилете цена опять меняется от условий: будет товар представлен в бутиковом формате или ляжет грузом на полки мультибрендового магазина? А ещё в чек уже успели включить расширенную гарантию, красиво одетых консультантов и рекламу, которую вы видели вот за тем поворотом. 

Влияние главного тренда

Куда сегодня без экологии? Правильно, апсайклинг (вторичное использование) — важная составляющая современной моды. Главное отличие от секонда в том, что вы апгрейдите купленную вещь на свой вкус, создавая уникальный продукт. Именно так родилось направление с пэчворком и трюками вокруг материалов, фактур и цветов. Если дроп даёт иллюзию, то апсайклинг дарит действительно эксклюзивную вещь. Ну и цена на неё будет соответствующая. 

Сначала вы пришиваете яркую заплатку на свой жакет, а потом Balenciaga выпускает целую коллекцию.

Стоимость за выход

Когда вы покупаете недорогую одежду, то после пяти стирок она, скорее всего, попросит помощи. И если здесь вопрос в экономии бюджета, то необходимо просчитать стоимость за выход. 

Например, обувь за 150 рублей выдержит месяц интенсивного фитнеса, после которого их можно будет отправить на дачу. Стоимость одного выхода — 5 рублей, что достаточно дорого. А теперь возьмём профессиональные кроссовки за пару сотен долларов из хороших материалов с ортопедической стелькой, которые прослужат несколько сезонов. В итоговом подсчёте одна тренировка в них обойдётся дешевле. 

То есть получается, что в моменте такие вещи стоят в разы больше, но и носятся, как правило, намного лучше. Плюс всегда есть варианты сэкономить и на этом: попасть на распродажу, забрать последний размер или просто присмотреться к вещи из прошлых сезонов. Да, можно экономить на качестве, но жизнь всё равно приведёт к золотому цитатнику: «Скупой платит дважды». 

Доступная роскошь

Подведём итог и проведём параллель с тем, что всем нам действительно необходимо. Еда! Можно хорошо, вкусно и здорово пообедать в обычной столовой, но рано или поздно появится желание сходить за атмосферой в ресторан или необычное кафе. Как сказала историк моды Мэган Виртанен: «Люди покупают не вещи, а эмоцию или социальный статус. Эмоцией в наше время в основном торгуют в масс-маркете, статусом — в люксе». И цена здесь — всего лишь зеркало.