«Одна продажа билетов никак не окупит фестиваль»: организаторы Viva Braslav Open Air о планах на 2021-й

be Brave
24 Марта 2021 6 минут на прочтение
Любители фестивалей однозначно занесли ушедший 2020-й в чёрный список: все опен эйры отменили или перенесли, а концерты остались разве что в онлайне. В середине июня 2020-го организаторы Viva Braslav Open Air объявили, что летом большого рейва в Браславе не будет. И тут же принялись за работу над фестом в 2021-м. Now спросил братьев Олега и Евгения Лабутей о трудностях ковидного времени и фишках следующего рейва.
Что за фест: Viva Braslav Open Air проводится в Браславе с 2013 года, с 2018-го — в двухдневном формате. В 2019 году фест собрал 26 тысяч гостей. Следующий Viva Braslav состоится 22–25 июля 2021 года. С 22-го по 25-е будет работать кемпинг, а 23 и 24 пройдёт сам фестиваль. Альфа-Банк совместно с Visa — генеральные партнёры Viva Braslav.
Олег и Евгений Лабути
Чем вы занимаетесь прямо сейчас в организации фестиваля?

— В первую очередь проработкой программы. Летом спрос на фестиваль, как нам кажется, будет огромный. В этом году надо хорошо бомбануть, поэтому мы занимаемся расширением территории феста — нужен большой кемпинг. В идеале планируем увеличить количество дней фестиваля, потому что находимся довольно далеко от Минска, а людям хочется в такой трип поехать не на день-два, а хотя бы на три. 

Наша позиция такая: несмотря на то, что 2020 год выдался ужасно сложным, мы не намерены прожить два года, максимально «сжав зубы». Наоборот, в этом году мы хотим сделать всё круто. Потому что людям этого очень не хватало. 

А что будете делать на тему безопасности и здоровья гостей?

— Есть плюсы, что фестиваль на открытой площадке и летом. Но мы не питаем иллюзий, что даже если и станет полегче, то этот вопрос снимется с повестки. Скорее всего, будут дезинфекция на входе и новые правила личной гигиены. Но пока точно не скажем, будем додумывать. 
Источник: vivabraslav.by
Понятно, что организовать социальное дистанцирование на фесте невозможно. Или обязательный масочный режим. Хотя, прожив 2020-й, ни от чего зарекаться уже не хочется (смеются).

Ковид в любом случае повлияет на культуру мероприятий и психологию людей. Кто-то будет чаще мыть руки, кто-то откажется от использования налички на фестивале — мы постараемся сделать так, чтобы везде можно было расплатиться картой. И люди будут ценить такую возможность больше, чем до ковида.

Переносить крупный фестиваль — каково это морально?

— Очень сложно. Мы и наша команда набираемся сил на самом фестивале, когда видим всю эту атмосферу и кайфуем от тусовки. И когда этого нет хотя бы раз в год, психологически очень сложно. Но да, пугают и финансовые последствия.

Мы прошли через все этапы принятия. Первая эмоциональная реакция: «Да нет, это невозможно, надо что-то делать». Но потом эмоции отключаются. Начинаешь думать, прорабатывать варианты — и понимаешь, что возможно всё. Просто подсознательно не хотелось с этим соглашаться.

Вы обещали, что постараетесь сохранить лайн-ап 2020 года. Как с этим успехи?

— С артистами переговоры прошли хорошо, они адекватно отнеслись к новости, так что мы сохранили весь озвученный лайн-ап. Некоторые до конца верили в нас, потому что мы до последнего пытались сделать всё, чтобы мероприятие состоялось. Все всё прекрасно понимают, так что проблем не было.
Озвученный лайн-ап: ЛСП, Zivert, MATRANG, MONATIK, дуэт Bassjackers, Apashe, Dyro, Julian Jordan, Максим Свобода и NEM!GA.
Какие ещё фишки и сюрпризы можно ожидать в этом году?

— Главные новинки — это визуал и комфорт. В этом помогает природа, конечно. Атмосфера, которую вроде и потрогать нельзя, но большинство гостей проникаются ею и кайфуют. Она строится из понятных вещей: начиная от санитарных норм и возможности принять душ и заканчивая ночной иллюминацией. 
Источник: vivabraslav.by
В Беларуси мало ночных мероприятий, фестивали обычно заканчиваются в 10–11 вечера. Мы двигаемся к тому, чтобы и ночью была движуха. Это всё дорого и сложно, но очень влияет на ту самую атмосферу, которую люди чувствуют. 

Отдельно готовимся к размещению людей. У нас слабо развит кемпинг, его воспринимают как самый экономный и оттого некомфортный способ ночёвки. Но это не так — в палатках тоже может быть очень комфортабельно. В Европе молодёжь массово ездит на фестивали с палатками — и нет никаких проблем. Это большой пласт работы, которым хочется удивить. 

В первую очередь нужны инфраструктура и сервис. Чтобы там можно было приобрести все нужные товары, которые забыл дома. Логистика, охрана и безопасность... Кемпинг — это, наверное, самое весёлое место на фестивале, где движ круглые сутки. Но он должен быть как-то упорядочен. Там не должны ездить машины и гореть костры возле каждой палатки.

Насколько сложным выдалось лето 2020-го для организаторов фестивалей?

— Последствия мы ещё не ощутили. Все понимают, что они будут колоссальными, но до конца ещё никто не понял. Сначала был перенос с весны на осень, потом осознали, что вообще на лето 2021-го надо опять переносить. То есть пока что все анонсировали перенос, а действительно ли он состоится… 

Мы стараемся быть максимально открытыми и понятными. Люди, которые купили билеты, — это наша самая близкая и вовлечённая аудитория, которую точно не хочется расстраивать. Нам помогло и помогает до сих пор то, что у нас небольшой процент возврата билетов. За это хочется сказать большое спасибо фанатам фестиваля. Сдают в основном только те, кто по каким-то объективным причинам не может посетить фестиваль в конкретные даты уже в этом, 2021 году. 
Источник: vivabraslav.by
Вообще наша аудитория достаточно лояльная. Было даже такое, что люди для поддержки начали покупать билеты, когда мы объявили о переносе. Потому как все понимают, какие тяжелые последствия несёт за собой сдвиг большого фестиваля на год. 

Более мелким организаторам будет сложнее всех. И тем, у кого ещё нет постоянной аудитории. Но пока рынок замер. Посмотрим, что будет дальше. 

Большинство музфестивалей имеют одного крупного спонсора, чаще всего пивного. Viva Braslav — исключение. Какой у вас главный источник дохода?

— Мы начинали фестиваль вообще без спонсорской поддержки. Но получился стремительный рост. Со временем решили, что нужно найти партнёра, а они сами начали писать нам. Изначально мысль о том, что в 250 км от Минска возможно такое мероприятие, была далеко не у всех, и её нужно было доказать. Но сейчас это куда легче. С Альфа-Банком, когда обсуждали сотрудничество, таких вопросов даже не было.

Первые годы мы жили на продажах билетов, и, к нашему счастью, они активно росли. Но сейчас доходы сбалансированы. Продажа билетов — это всё ещё основная часть, но она ни при каких условиях не окупит расходы на фестиваль. На втором месте участие партнёров. Отдельно идёт кемпинг, который самоокупается. 

Какие у вас планы и надежды на ближайшие пять месяцев до следующего Viva Braslav?

— Мне кажется, самое главное — не терять позитив и желание работать. У нас постоянно витают мысли о других направлениях, которыми хотелось бы заняться. Но, конечно, сейчас для бизнеса не самое подходящее время. Главное не терять веру в светлое будущее — оно-то в любом случае будет. Всегда есть какие-то кризисы, но не забываем, что после падения идёт подъём. Поэтому нужно работать и развиваться в разных направлениях. 
Источник: vivabraslav.by
Если, например, говорить про фестивали, то да, тяжёлый период, тяжёлое время. Это многих протестирует, многих сломает. Но мы всё-таки верим в то, что это никуда не уйдёт и ивент-индустрия будет жить.