Лариса Романовская, управляющая электронной коммерцией «ВкусВилл», много рассказала о food-commerce, подкрепив всё кейсами из опыта компании. Спойлер: вскрылось немало потребительских инсайтов.
За этот год сильно изменилась потребительская корзина. Наблюдается рост количества фруктов и овощей, стало меньше продуктов с высоким содержанием жиров. Виден тренд на более здоровое питание. О чём это говорит? Из-за пандемии люди начали больше заботиться о своём здоровье, осознав его важность не только на словах.
В целом при сборке заказа с продуктами питания есть одно правило: если на складе работник готов купить товар себе, можно добавлять его. Если нет — звоните клиенту и уточняйте детали, подойдёт ли ему такой.
Это кажется сложным, мол, как быть со списаниями. Но на практике это работает очень круто. Во «ВкусВилл» продавцов и формировщиков заказов никогда не штрафуют за большие списания. То есть если отсеивается большое количество товара, это никак не влияет на зарплату персонала.
Как только все ушли на карантин, компания и сами продавцы поняли: чем качественнее они отберут продукты для заказа, тем выше вероятность, что покупатель вернётся. Следовательно, оборот магазинов увеличится, зарплата тоже вырастет. Прямая мотивация отдавать хороший товар.
Само собой, абсолютно всем угодить нельзя. Кто-то любит бананы с точками, кто-то зелёные. Для этого в приложении «ВкусВилл» есть строка для комментария, где можно оставить свои пожелания. Например, здесь можно указать, какого размера помидоры хочется — большие или маленькие. Всё обязательно учтут.
Забавное наблюдение от «ВкусВилл»: самое большое количество комментариев оставляют при заказе кабачков. Кабачки — нежный товар, он всегда немного коцаный. И продавцы всё время звонят покупателю и спрашивают: «У нас нет идеального кабачка, есть слегка покоцанный. Вам его положить?». Всегда есть обратная связь, так что при сомнениях лучше перезвонить и переспросить всё лично у покупателя.
Немного о возвратах, без которых не может существовать ни одна food-компания. «ВкусВилл» практикует возвраты онлайн: если в заказ всё-таки положили не такие помидоры, как хотелось бы, можно зайти в приложение, перейти к заказу и напротив графы с помидорами нажать кнопку «Возврат». Деньги за помидоры автоматически возвращаются на карту. Всё, никаких сложных схем и танцев с бубнами. По таким возвратам круто отслеживается качество продуктов. Если в какой-то день зашкаливают возвраты клубники, с ней явно что-то не так. При этом на возвраты тратится намного меньше 1% оборота. Настолько меньше, что это вписывается в погрешность. И это приносит много пользы в формате «сарафанного радио», так что это отчасти вложение «ВкусВилл» в маркетинг.
У компании был клёвый кейс — заказ из Кремля. В корзину положили четыре килограммовые упаковки кофе. Ребята решили разобраться, позвонили уточнить. Оказалось, что заказ реальный. Дело в том, что в переговорке закончился кофе, и сотрудникам Кремля нужно было срочно восполнить запасы. Они поняли, что быстрее всего будет «ВкусВилл», поэтому и заказали здесь.
В 2021-м в целом рулит быстрая доставка. Во «ВкусВилл» заказ приезжает за два часа после оформления. Это огромное конкурентное преимущество. До пандемии доставка была платной, зато вне зависимости от суммы заказа, хоть это будет один глазированный сырок, всё привезут.
Но когда случилась пандемия, собственник бизнеса сказал: «Людям и так страшно, давайте мы будем доставлять бесплатно». Это, как отмечает спикер, не было сделано с каким-то пафосом. Здесь стоял вопрос барьера: люди оказались в новой для них ситуации — теперь нужно платить за то, что раньше они делали бесплатно (ходили по магазинам). А сейчас им нужно потратить на это деньги. И ещё не факт, что привезут хорошие продукты. Бесплатной доставкой «ВкусВилл» снял этот барьер, сохранив при этом возможность заказа всё того же одного глазированного сырка. И компания видела, как при первых заказах люди реально заказывали этот один сырок, чтобы посмотреть, что да как. Зато после этого чек у этих же людей вырастал до 1500, 2000, 3000 и 5000 российских рублей. Человек попробовал, оказалось, что всё честно, всё хорошо. Реально сырок привезли за два часа? Да, прикольные ребята.
На вопрос, уменьшится ли количество онлайн-заказов после пандемии, спикер отвечает отрицательно. Не спадёт, так как за год люди научились жить иначе. Зачем тратить время на походы в магазин, если можно сэкономить деньги и заказать всё необходимое с доставкой на дом, пока едешь в такси?