Почему чёрно-белое кино — это кайфово

для возможностей
09 июля 20216 минут на прочтение
Чёрно-белым фильмам не дают даже шанса, предполагая, что отсутствие цвета — это всегда старые и скучные кинокартины. Уверенно заявляем, что это не так. Вместе с Полиной Юргенсон рассказываем о «бесцветном» кино и рекомендуем, что такого посмотреть, чтобы влюбиться в чёрно-белую картинку. 
Полина Безуглая
Посмотрела почти весь топ-250 на «КиноПоиске»

Немного истории цвета и его отсутствия в кино

Вопреки распространённому мифу, что старое = чёрно-белое, заметим, что в реальности история цвета в кинематографе почти такая же длинная, как история самого существования кино. 

В действительности делать кадры цветными можно было в самом начале, но для этого чёрно-белую ленту надо было раскрашивать кадр за кадром. И всё это вручную. То есть при желании автора картина всё же могла приобретать свой цвет ещё до того, как появилась возможность тонировать ленты или, тем более, снимать фильм целиком на цветную плёнку.    

В 1930-х в прокат начинают выходить фильмы, снятые в цвете. И они окончательно меняют восприятие кинематографа. После появления легендарного «Волшебника страны Оз» цвет стал отвечать за фантазийный мир, куда герои переносились из своей бесцветной реальности. 
Эффект такой фантазийности в кино продлился примерно до середины 60-х–начала 70-х, пока яркие цвета массово не распространились в телевизоры каждого дома, а цветная плёнка стала заметно дешевле. И вот с этого момента красочность забрала эффект реальности у чёрно-белой версии.

Одновременно с изучением цвета кинематографисты активно исследовали уникальные качества чёрно-белого кино. В то время, как одни работали над добавлением красок в чёрно-белые ленты, другие создавали «бесцветные» жанры, которые потом сильно влияли на всю историю искусства. Примерами таких экспериментов стали немецкий экспрессионизм в кино и жанр нуара. И то и другое ощутимо сказалось на глобальном подходе к визуальному языку, его творческой и технической стороне. Самые яркие фильмы в этих жанрах — «Кабинет доктора Калигари» (немецкий экспрессионизм) и «Обвиняемая» (фильм-нуар).

С этого времени стало ясно, что отсутствие цвета — это, скорее, инструмент, помогающий серьёзнее раскрыть персонажей и показать их куда глубже, чем если бы это было сделано в цвете. Современные кинематографисты убеждены, что чёрно-белое изображение меняет восприятие фильма у зрителя: в одних случаях оно усиливает визуальное повествование и заостряет внимание на ключевых деталях кадра, в других — создаёт ощущение, что вы смотрите классический фильм полувековой давности. 

Чтобы убедиться в этом самим, посмотрите современные фильмы, переизданные в чёрно-белых версиях. Начните с успешных. Например, «Логан», «Паразиты» и «Мгла». Эти же картины без цвета будут смотреться по-новому. 
Не забудьте включить и несколько серий мини-сериала от Альфы, в котором мы обращаемся к стилю нуарных детективов.

Что ещё посмотреть?

Предрассудки о чёрно-белом кино отброшены, садимся за просмотр. Вы удивитесь, но спустя 10 минут после начала фильма вы перестанете заострять внимание на отсутствии цвета. Важнее станут форма и смысл ленты. 

Советуем выделить выходные, чтобы устроить домашний просмотр с классикой и современным чёрно-белым кино. В нашем топе фильмы с престижными наградами в сфере кинематографа.

«В джазе только девушки», 1959

  • «Оскар» за лучшую работу художника по костюмам 
Комедия о двух чикагских музыкантах Джо и Джерри, которые по случайности стали свидетелями бандитской перестрелки. После увиденного им приходится срочно уехать во Флориду и притвориться женщинами. Теперь они Джозефина и Дафна, новенькие и хорошенькие инструменталистки женского джаз-бэнда.

«Список Шиндлера», 1993

  • Победитель премии «Оскар» в семи номинациях, в том числе за лучший фильм 
Кинолента, ставшая классикой мирового кинематографа. Фильм Стивена Спилберга рассказывает реальную историю Оскара Шиндлера —  члена нацистской партии, преуспевающего фабриканта, а ещё того, кто спасает людей от ужасных смертей во время Второй мировой войны.

«Маяк», 2019

  • Номинант премии «Оскар» за лучшую операторскую работу
Об этом фильме точно слышали многие. «Маяк» — камерный хоррор про смотрителя маяка и его помощника. Лента 2019 года переносит зрителя в 1890-е, в места неподалёку от побережья Новой Англии. Благодаря профессиональной работе команды картина похожа на настоящего представителя экспрессионизма 1920-х. Режиссёр переносит нас в другую эпоху, но показывает не подобие прошлого, а буквально воссозданное реальное.  

К слову, маяк на острове построили на самом деле. Да и проливные дожди и бури в фильме не срежиссированные, а самые настоящие.

«Гунда», 2020

  • Номинант Европейской киноакадемии как лучший документальный фильм
Необычное документальное кино, которое высоко оценило множество кинокритиков. В фильме без лишних слов, музыки и даже звуков показывается ценность жизни. Критики называют «Гунду» медитативным и эмпатическим наблюдением за жизнью, которое обычно скрыто от наших глаз и о котором мы редко задумываемся. Мы же скажем, что это самое необычное кино из списка и к нему нужно быть готовым.
Если вам больше по душе проводить летние вечера вне стен дома, сходите на международный open-air-фестиваль немого кино и современной музыки «Кинемо». До 15 июля можно посмотреть фильмы классиков мирового кинематографа, озвученные современными белорусскими и зарубежными музыкантами и композиторами. Показы проходят вечерами во внутреннем дворике минского музея-мастерской Азгура. За расписанием следите в инстаграме

А сегодня и завтра (9 и 10 июля) «Кинемо» приедет во дворик Брестской филармонии, чтобы показать чёрно-белые кинокартины «Семь шансов» (1925) и «Париж уснул» (1923). Сбор гостей в 22:00, начало просмотра — в 22:30. Стоимость — 12 рублей. Не пропустите. 

Режим работы в праздничные дни


Для физических лиц

Для юридических лиц