“Довод”: как один из самых сложных для понимания режиссёров сделал свой самый простой фильм

для меня
05 сентября 20204 минуты на прочтение

С минимальными спойлерами рассказываем о том, как Кристофер Нолан, один из самых сложных для понимания режиссёров, сделал свой самый простой фильм “Довод”. Предупреждаем: всё написанное в тексте — исключительно личное мнение автора.

Герман Клименко
Любит кино и Альфу
Кристофер Нолан
Кристофер Нолан любит играть со временем. У него это классно вышло в фильме “Помни” и совсем не получилось в “Доводе”. Всё из-за того, что искажение хронологии в первой картине — это её суть, а баловство со временем во второй — просто прикольная фишка, вокруг которой Нолан почему-то решил выстроить весь фильм.  

Если эту фишку откинуть в сторону, то перед нами останется донельзя простой фильм, чем-то похожий на ленты о Джеймсе Бонде. Тут тоже есть спецагент, которому нужно спасти мир, злой-презлой антагонист русского происхождения и красотка, которую главный герой решает защитить. Уверен, что вы посмотрели не один десяток таких картин и точно знаете, что красотка будет спасена, а зло будет побеждено добром. Схема проста, как велосипед.

Но Нолан решает сделать велосипед сложнее. Он обвешивает его электронными приблудами, перекручивает раму и пытается убедить вас в том, что без всех этих новшеств велосипед просто не поедет. И вы верите ему, влезаете на это двухколесное чудовище и только в процессе поездки понимаете, что вас обманули и вы крутите педали старого доброго велика, но с хитроумным клаксоном.

Клаксон в “Доводе” — это инверсия. Та самая фишка, вокруг которой Нолан выстругал весь фильм. Работает она так: инверсированные предметы не обращают время вспять, а движутся против него. Так инверсированная пуля, выпущенная в стену, обязательно вернется из нее в пистолет. Обломки здания соберутся в цельное строение, противник будет сражаться задом наперед, активированная мина вновь станет аккуратным кругляшком. Короче говоря, инверсии поддаётся практически всё, даже сама ткань времени.
С помощью инверсии даже можно уничтожить мир, только вот на практике этот феномен больше походит на “бумеранг” в инстаграме, чем на грозное оружие. Понятно, куда из стены полетит пуля, очевидно, что к обломкам близлежащего здания лучше не подходить. Но инверсию специально делают сложнее, с её помощью ломают хронологию фильма так, что в определённый момент ты вообще не понимаешь, куда и почему движется сюжет.

Вам хочется разобраться с происходящим в фильме, но это любопытство злое: с такой же жаждой ты пытаешься понять, кто из соседей сверлит стены в восемь утра в субботу. Это усложнение ради усложнения, которое заставляет тебя транслировать в экран мысли вроде “Зачем это здесь нужно” и “Почему это вообще случилось”.

Если тот же Финчер интересно запутывает сюжет, чтобы жахнуть по тебе неожиданной, но логичной развязкой, то Нолану просто нравится смотреть на то, как зритель разберётся с заваренной им кашей. В каше, кстати, будут обязательные для “бондиановской” картины штампы: герой, готовый рискнуть всем ради девушки, с которой он знаком 15 минут, и злодей, который хочет уничтожить мир потому, что он злодей. Как на это всё не злиться — большой вопрос. 
Есть в “Доводе” и хорошие моменты. Оператор Хойте ван Хойтем снова сделал классную картинку, а Трэвис Скотт записал для фильма крутой саундтрек. Нельзя не похвалить и Роберта Паттинсона, в сотый раз переросшего свою роль в “Сумерках”. Жаль, что главная роль “Довода” досталась не ему, потому что актёр отыгрывает на все 100%, а сцены с его участием хочется прокручивать в голове снова и снова. 

Подведём итог: “Довод” — точно не тот фильм, после которого вы запишите Нолана в гении. Такой титул ему можно присвоить после “Престижа”, “Помни”, “Начала” или трилогии о Тёмном рыцаре.

После “Довода” же хочется сделать две вещи — размяться после 2.5-часового сидения в кресле и пожалеть, что нельзя инверсировать деньги за билет обратно в свой кошелёк.

Режим работы в праздничные дни


Для физических лиц