Скульптура, из-за которой все в Москве перессорились

для меня
07 сентября 20216 минут на прочтение
В Москве случился новый скандал из-за искусства: в центре города установили 12-метровую скульптуру современного швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина №4». И вот она-то и возмутила москвичей. Высказывались даже звёзды российской эстрады, которые яро утверждали, что глина Фишера похожа на… фекалии. Полина Юргенсон разобралась, какое отношение к искусству имеет столь спорная алюминиевая скульптура, что о ней говорят люди из мира арта, кто вообще такой Урс Фишер и чем ещё он знаменит.
Полина Юргенсон
Нашла все интернет-мнения о «Большой глине №4» и просмотрела архив художника

Какое отношение к искусству имеет глина и о чём нам говорит скульптура

Знакомство со скульптурой начнём с объяснения визуальной составляющей: что находится перед зрителем? 

«Большая глина №4» — это увеличенная в 50 раз форма, которую художник своими руками слепил из настоящей глины. Урс Фишер смял глину, а после создал цифровую модель полученного произведения, увеличил её и отлил в алюминии. По всей скульптуре даже видны отпечатки пальцев художника.
Источник: Илья Питалев, РИА Новости
Хорошо, так какой же в ней смысл? В интервью изданию об искусстве The Art Newspaper Russia куратор и арт-критик Франческо Бонами, работавший с этим проектом во Флоренции, рассказал, что работа Фишера — памятник потребности человека творить, которой он наделён с самого раннего детства: «Если вы дадите ребёнку кусок глины, он тут же захочет превратить его во что-то другое. Почему? Разве кто-то ему это подсказал? Нет, конечно! Эта потребность творить присуща человеку с самого рождения, что и символизирует «Большая глина №4». Простой человеческий жест, который в итоге приведёт его к культуре, искусству, религии и духовности. И это трудно отрицать. Работа Фишера символизирует первые шаги человека к творчеству, которые в конечном итоге привели к нашей культуре со всей её сложностью и многообразием». 

Но трактовка работы арт-критиком Франческо Бонами, конечно, не единственная. В интернете популярна ещё как минимум одна. Связана она с представлением об искусстве, которое всем прививали романтики. Скульптура становится воплощением в жизнь идеи о том, что художник — исключительный человек, возвышенный над остальными и в какой-то степени подобный Богу-творцу. То есть, согласно объяснению, глина становится настоящей драгоценностью, вылепленной божественными руками. И вот перед зрителем уже появляется сюжет об Адаме. Впрочем, это лишь одна из трактовок.
  
Какова судьба «Глины» Фишера? «Большая глина №4» — это не взявшийся из ниоткуда объект. На самом деле, у скульптуры богатая экспозиционная история. В 2015 году её выставляли в Нью-Йорке на площади у небоскрёба Seagram Building — одного из ключевых памятников модернизма. А в 2017 году «Большая глина №4» появилась на площади Синьории во Флоренции, которая считается одним из главных общественных пространств города со времён Возрождения. Хотя, надо сказать, и там находились люди, возмущённые работой Фишера. 
«Большая глина №4» во Флоренции
Важно упомянуть ещё один момент, связанный с глиной: у Фишера есть многолетний интерактивный проект под названием Yes. Суть в том, что все желающие могут изготовить свои большие или маленькие скульптуры из глины. Одним словом, совершить тот самый акт творчества, запечатлённый в «Большой глине №4». В последний раз Yes можно было заметить в 2016 году. Тогда проект приезжал в Москву вместе с Урсом и его персональной выставкой. 

Так кто такой Урс Фишер и почему к нему столько внимания

Имя Урса Фишера, как и его произведения, уже успело прогреметь в мире искусства, он считается одним из ключевых современных творцов. 

Охарактеризовать швейцарского художника можно как плодовитого и разностороннего. Среди его работ находим и коллажи, и инсталляции, и цифровое искусство. Но чаще всего о Фишере говорят как о скульпторе и мастере инсталляций. Именно в этих амплуа он рушит все каноны, правила и стереотипы. 
Урс Фишер. Источник: Francine Orr, Los Angeles Times
Как ему это удаётся? Традиционно на улицах городов и в музеях мы воспринимаем скульптуру как нечто монументальное, увековечивающее какой-то образ. Фишер же меняет это представление и создаёт, например, скульптуры-свечи. 

Исчезающие работы швейцарский художник начал показывать ещё в 2003 году. Дебютной стала серия скульптур с тремя обнажёнными девушками под названием «Что если телефон зазвонит». Работы были выполнены в полный рост моделей и тлели всё время, пока шла выставка. Скульптуры горели и таяли, а воск растекался по полу. Получалось, что произведение искусства трансформировалось без помощи художника и исчезало буквально на глазах. На деталь произведения «Что, если телефон зазвонит» можно посмотреть по ссылке (18+)

Фишер использует эту технику снова и снова, перекладывая её на другие образы, других персонажей и другие произведения искусства. Так, например, в 2011 году его скульптура-свеча «Похищение сабинянок» (копия мраморной работы флорентийского скульптора Джамболоньи) поразила всех на Венецианской биеннале. 
Фото целой скульптуры. Источник: ursfischer.com
Фото этой же, но уже сожжённой скульптуры. Источник: ursfischer.com
Подобные скульптуры Урс Фишер обычно выпускает серией в 2–3 экземпляра с двумя авторскими копиями (это когда художник делает копию своего произведения, но при этом ценность дубликата не уступает оригиналу). Каждый владелец работы Фишера получает сертификат, позволяющий ему воспроизводить скульптуру после того, как она будет сожжена. 

Цена таких «свечей» немалая. В 2017 году скульптура в виде сидящего на огромном деревянном ящике художника и режиссёра Джулиана Шнабеля была продана на аукционе Christie’s за $3 367 500.
Источник: ursfischer.com
Ещё одна знаменитая работа Фишера — инсталляция «Без названия (Лампа/Медведь)». Её Урс разместил между высотными офисными зданиями. Выглядела она как игрушечный медвежонок под лампой. Медведь, кстати, точная копия любимой игрушки детства самого Фишера. 
Источник: esquire.ru
Казалось бы, что в этой работе такого? Как говорит Мария Мороз, искусствовед и лектор «Синхронизации», «здесь главное — это идея. Ведь что такое медвежонок? Это образ утешения и домашнего уюта, которого так не хватает людям, сидящим целыми днями в стеклянных коробках».

Ну и новейшее от швейцарского художника — NFT из серии цифровых скульптур. Буквально в апреле этого года на онлайн-моноаукционе была продана первая работа из серии Chaos Фишера. Обязательно кликните по ссылке и посмотрите на анимированное произведение. Оно ушло с молотка за $98 000.
Скриншот анимированной цифровой скульптуры Фишера из серии Chaos. Источник: chaosoahchaos.com
В серии Chaos художник планирует 501 работу. Для этого он уже отсканировал 1000 бытовых объектов, которые превратит в 500 цифровых скульптур. Каждая из них продолжит идею анимированной комбинации двух вещей. Например, яйца и зажигалки как в первой работе на скриншоте выше. А 501-я станет комбинацией всех получившихся 500. 

Следить за диджитал-работами Урса Фишера можно у него в инстаграме или на отдельной странице проекта. А чтобы насладиться фотографиями работ и детальнее посмотреть, чем занимается художник, отправляйтесь на сайт с фотоархивом. 

Фото обложки: скульптура «Большая глина №4» Урса Фишера, выставленная в Москве. Источник: daily.afisha.ru