Оскароносно: 5 картин, которые вы обязательно должны увидеть

be Smart
03 Мая 2021 6 минут на прочтение
Неделю назад прошёл 93-й «Оскар». На одних призёров премии ещё можно посмотреть в кинотеатрах, на других — на стримингах. Мы же пока расскажем про наши любимые фильмы нынешнего «Оскара» и совсем чуть-чуть — про саму премию в целом. 
В этот раз постановщиком «Оскара» стал Стивен Содерберг (режиссёр «Одиннадцати друзей Оушена» и других частей). Сама церемония прошла не в привычном кинотеатре «Долби», а на вокзале Union Station. Вместо оркестра — диджей из The Roots, вместо сотни гостей — камерное, по меркам «Оскара», количество звёзд и социальная дистанция. Зато было много телемостов: Пон Чжун Хо присоединился к награждению из Южной Кореи, Саша Барон Коэн — из Австралии, Оливия Колман — из Лондона. 

Сами же итоги «Оскара» можно назвать по-хорошему очевидными: победили талантливые люди с сильными картинами. По поводу главного призёра — «Земли кочевников» — не спорили даже въедливые комментаторы в сети. Они больше негодовали из-за того, что звание лучшего актёра получил 83-летний Энтони Хопкинс за роль в «Отце», а не ушедший из жизни Чедвик Боузман за игру в фильме «Ма Рэйни: Мать блюза». Но, справедливости ради, это ровно тот случай, когда статуэтка досталась тому, кто сыграл лучше всех. 

Последние десять лет «Оскар» можно хаять за определённую конъюнктуру: иногда возникало ощущение, что призы получают не самые захватывающие, а самые социально значимые картины. Но премия этого года отлично отыграла по всем фронтам: фильмы-победители не только подчёркивали значимость освещения расизма и сексуального насилия, но и делали это интересно.

С предисловием мы закончили. Рассказываем, что нужно посмотреть как можно скорее. 

1. «Земля кочевников»

  • «Лучший фильм» и «Лучшая актриса» — Фрэнсис Макдорманд
Фильм, частично основанный на одноименном документальном романе о современных кочевниках. В центре — Фёрн, женщина, которая после смерти мужа и потери работы отправляется в путешествие по Америке в доме на колёсах. 

Это одновременно и история о кризисе, с которым столкнулся капитализм, и рассказ про людей, которые не нашли себе места в этом мире. Современный роуд-муви, который делает ставку на человечность и искренность.

В кадре есть актёры-непрофессионалы и реальные кочевники, в кресле режиссера — Хлоя Чжао. Она стала вторым подряд режиссёром из Азии, взявшим «Оскар», и второй женщиной, получившей приз в номинации на режиссуру.
Хлоя Чжао с «Оскарами» за «Лучший фильм» и режиссуру «Земли кочевников»
В общем, «Земля кочевников» — это тот случай, когда нужно не рассказывать, а показывать. Ищите фильм на стримингах — обещаем, что будет ошеломляюще хорошо. 

2. «Отец»

  • «Лучший актёр» — Энтони Хопкинс
Герой Хопкинса — Энтони — 80-летний старик, проваливающийся в деменцию. И если поначалу он просто не может вспомнить, где оставил свои часы, то со временем перестаёт узнавать своих близких и понимать, где находится. 

«Отец» — это лабиринт, в котором вы начинаете с чуть раздражённой забывчивости героя, а заканчиваете полнейшим непониманием происходящего. И не сочтите это за спойлер: даже если вы прочтёте весь сюжет, то удовольствие от картины получите. И всё благодаря Хопкинсу.
Энтони Хопкинс в кадре из фильма «Отец»
Вся лента — практически моноспектакль, в котором Энтони достаётся главная роль. И если в «Молчании ягнят» актёр изобразил опасное, но притягательное безумие, то в «Отце» безумие печальное, подталкивающее ком к горлу. 

Скоротечность времени, хрупкость человека и драгоценность семейных уз — «Отец»  про всё это и про десяток других не менее важных вещей. Однозначно рекомендуем. 

3. «Девушка, подающая надежды»

  • «Лучший оригинальный сценарий»
Кэсси каждую неделю приходит в клуб, чтобы притвориться в стельку пьяной. И каждую неделю парни пытаются воспользоваться её «пьяным» состоянием, чтобы затащить в постель. И каждый раз история принимает новый оборот, когда оказывается, что Кэсси абсолютно трезвая.

Без спойлеров этот фильм описывать сложно. «Девушка, подающая надежды» — и триллер, и чёрная комедия, помноженные на детектив. Сюжетных твистов здесь множество, и каждый толкает картину в новую степь — ещё более интригующую, чем прежде.

Это и фильм-развлечение, и напоминание о том, что сексуальное насилие — преступление, которое не может быть одобрено ни под каким соусом. «Охота» за парнями в клубе — не только серия забавных моментов, но и демонстрация, насколько важно согласие на сексуальное взаимодействие. 

Картина острая, яркая и очень красивая — некоторым кадрам позавидовал бы Уэс Андерсон. А ещё она обязательна для тех, кто выстраивает свою сексуальную жизнь с помощью алкоголя. Думаем, после этой ленты вы так делать перестанете. Или как минимум задумаетесь. 

4. «Минари»

  • «Лучшая актриса второго плана» — Юн Ё-джон
Минари — аналог нашей петрушки. Популярна в Южной Корее, потому что вкусная и пробьётся даже в самой неблагоприятной среде.

Собственно, это одна из главных метафор картины. Главным героям фильма — семейству Йе — придётся быть такими же всепробивающими, как и минари, чтобы прижиться в чужой для себя среде. 

Дело в том, что на дворе 80-е, а герои фильма — корейские мигранты, которые ищут счастья в Америке. Глава семьи, Джейкоб, бросает все силы (и деньги) семьи на фермерство: мужчина хочет нажить состояние на выращивании и продаже корейских овощей. 

Вот только и погода, и экономическая ситуация в стране, и сама земля ставят Джейкобу палки в колёса. Преодоление этих препятствий с помощью честного труда — основа фильма.

«Минари» — печальная и вдохновляющая житейская трагедия, приправленная десятком религиозных отсылок. Поглядите, чтобы убедиться в силе независимого корейского кино. 

5. «Ещё по одной»

  • «Лучший иностранный фильм»
Четыре друга — Томми, Николай, Петер и Мартин — работают учителями в одной школе. У них всё и хорошо, и не очень: всех четверых гнетёт бытовуха и будничная затхлость.

Выход из проблемы компания находит в научной теории Финна Скэрдеруда. Якобы человеку от рождения не хватает чуть-чуть алкоголя в крови. И если эту нехватку восполнить, то жизнь очень быстро наладится. 

Наша четвёрка решается на этот эксперимент, но его детали мы спойлерить не будем. Только скажем, что «Ещё по одной» — лучшее, что случалось в скандинавском кино за последние несколько лет. Оно как эффект от алкоголя — одновременно и весёлое, и печальное. 

Сразу скажем, что здесь не будет пропаганды ЗОЖа и мантр о том, что алкоголь — зло. Зато будет наглядная демонстрация, как быстро человек теряет контроль. Особенно это заметно по герою Мадса Миккельсена: у него лекарство превращается в яд максимально ярким образом.  

«Ещё по одной» — красноречивое доказательство, что для хорошей истории не нужны спецэффекты и колоссальный бюджет. Если в кадре классные актёры, двигающиеся по свежему сюжету, взгляд от экрана оторвать не получится. Проверено на себе.