Куда вложиться белорусу: депозит, недвижимость, ценные бумаги или золото

для меня
04 марта 20218 минут на прочтение
Оставаясь один на один с суммой денег N, перед каждым встаёт вопрос: оставить деньги под подушкой или инвестировать и получать пассивный доход? Сегодня попробуем ответить на него вместе с финансовым директором Альфа-Банка Никитой Гуляевым и директором департамента инвестиций Павлом Корзиком. Для этого посмотрим на результаты 2020 года и доходность каждого доступного белорусам вида сбережений за этот период — депозита, недвижимости, ценных бумаг и золота. 
Никита Гуляев и Павел Корзик 
Сразу скажем, что мы сознательно ограничили круг инструментов для инвестирования, исключив откровенно спекулятивные, неликвидные или нетрадиционные варианты вложений, которые не подходят большинству рациональных инвесторов. В приведённых расчётах предполагается, что инвестор вложил средства в каждый из анализируемых инструментов 01.01.2020 (доходность за 2020-й) или 01.10.2020 (доходность за 4-й квартал 2020-го).

Мы живём в глобальном мире, и на фоне либерализации валютного законодательства белорусам сегодня доступно много вариантов инвестиций, в том числе на внешних рынках. Давайте посмотрим на динамику всего 2020 года и отдельно на 4-й квартал 2020-го, а после прокомментируем каждый из пунктов. 

Для сопоставимости все значения доходности приведены в долларовом эквиваленте:

Ставки по длинным валютным вкладам продолжили свой рост и по вновь привлекаемым депозитам увеличились в среднем до 1,75%. В моделируемой нами ситуации гипотетического вклада, открытого 1 января 2020 года, никаких изменений для вкладчика не произошло — годовой доход составил чуть более 1%.

Доходность по рублёвым депозитам в четвертом квартале составила 8,95% годовых в долларовом эквиваленте, что обусловлено стабилизацией курса рубля. Тем не менее, доходность рублёвых депозитов по итогам 2020 года находится в отрицательной зоне и равна –10% — из-за ослабления рубля на 25% за год. В целом, на 2021 год мы не исключаем возможность роста привлекательности рублёвых вложений — как за счёт стабилизации курса белорусского рубля, так и за счёт сохранения относительно высоких ставок по вновь привлекаемым депозитам.

Мы продолжаем придерживаться мнения, озвученного ранее: к возможности получения положительной доходности от инвестиций в белорусскую недвижимость в условиях турбулентности на мировых финансовых рынках следует относиться скептически. В 4-м квартале 2020 года цены на недвижимость продолжили и даже ускорили падение, обеспечив доходность в минус 11% годовых за квартал. Ставки аренды «инвестиционного» жилья, демонстрировавшие положительную динамику в 3-м квартале, снизились на 3% и вернулись к весенним минимумам. Итог 2020 года — минус 6% годовых.

Облигации на внутреннем рынке особых сюрпризов не преподнесли — из-за отсутствия вторичного рынка. Если в 3-м квартале стабильная доходность по облигациям БелЖД обеспечила внутренним долговым корпоративным инструментам попадание в топ-3 по доходности, то ралли внешних рынков в 4 квартале оставило этот вид вложений позади. Однако в целом нельзя не отметить, что волатильность вложений на зарубежных рынках в 2020 году привела к тому, что доходность и надёжность облигаций на внутреннем рынке выглядит удовлетворительно.

Четвертый квартал был позитивным для зарубежных финансовых рынков. И это несмотря на стремительное развитие второй волны COVID-19. Главной новостью стал старт вакцинации от коронавируса. Вакцины сразу нескольких компаний и лабораторий — Pfizer, BioNTech, Moderna, AstraZeneca — были одобрены для применения на всех континентах. Это вселило надежду на скорую победу над пандемией и восстановление мировой экономики.

В отличие от 3 квартала, когда наибольшую доходность принесли инвестиции в бумаги на развитых рынках, в 4 квартале на первые позиции вышли развивающиеся рынки. Это, прежде всего, связано с началом вакцинации, которая активировала режим Risk-On, что подразумевает переориентацию вложений на более рискованные вложения в развивающихся странах. Второй причиной являются нулевые ключевые ставки в развитых странах, что обусловило отрицательные доходности для консервативных вложений в ЕС, США и Японии.
График доходности биржевого фонда облигаций развивающихся стран
Доходность относительно длинных еврооблигаций белорусского Минфина с погашением в 2027 году за 4-й квартал составила 78% годовых, что стало самым доходным вложением среди рассматриваемых. Для инвестировавших в эти бумаги в начале января позиция к концу 2020-го вышла в плюс с доходностью почти 5%, несмотря на несколько существенных просадок в течение года.
Рынок акций США оставался под давлением неопределённости перед выборами американского президента. Но с начала ноября на американских финансовых рынках началось (и продолжается) настоящее ралли. Первую волну позитива принесли выборы. Причем не президентские, а парламентские, на которых ни одна из правящих партий не получила большинство в Сенате. Это порадовало инвесторов. Затем поступили новости от Pfizer и BioNTech об успешных испытаниях вакцины от COVID-19. Финальным аккордом стало принятие долгожданного пакета фискальной поддержки для экономики.

В этом свете доходность вложений в S&P500 за 4-й квартал составила 41% годовых, а сам индекс обновил исторические максимумы. Основными драйверами роста были уже не компании технологического сектора, а предприятия циклических отраслей: энергетика, финансы, обрабатывающая промышленность, транспорт. Доходность за 2020 год составила 16%, несмотря на мартовский обвал рынков и тяжёлое состояние всей мировой экономики. Главной причиной парадоксально высокого роста во время полноценного кризиса стала «накачка» финансовой системы ликвидностью от ФРС. Большая часть монетарных стимулов (из почти $3 трлн) устремилась не в реальный сектор, а на фондовые рынки.

Таким образом, новый год американский рынок начал с чётко установившегося «бычьего» тренда, полностью игнорирующего негативный фон, связанный со второй волной пандемии и новыми жёсткими локдаунами. Полагаем, что в текущем 1-м квартале 2021 года мало что сможет разочаровать рынки или, тем более, посеять панику. Но их перегретое состояние повышает вероятность локальных коррекций в пределах 5–7%, поэтому инвесторам не стоит терять бдительность.
На графике ниже представлены: 
  • котировки Energy Select Sector SPDR ETF (XLE) — торгуемый фонд на акции крупнейших компаний энергетического сектора США;
  • котировки Invesco KBW Bank ETF (KBWB) — торгуемый фонд на акции крупнейших банков США: 
За 3 месяца доходность банковского сектора США составила 45%, энергетического сектора — 48%.

Доходность российского фондового рынка составила за 4-й квартал 67% годовых, что подтверждает интерес инвесторов к развивающимся рынкам. Тем не менее, в отличие от фондового рынка США, за год вложения в российские акции принесли отрицательную доходность — минус 10%.

Такая дивергенция между развивающимися и развитыми рынками связана с уже упомянутым избытком ликвидности на последних. Остальные страны серьёзно пострадали от коронакризиса, и это не дало фундаментальных точек опоры для роста финансовых рынков.

Котировки золота в 4-м квартале установились в «боковике» из-за повышения аппетита к риску. Цена успевала как вернуться к отметке в $1950, так и пробить уровень $1800. Из-за этого за три прошедших месяца вложения в драгоценный металл принесли только 2% годовых. Тем не менее, это не помешало инвестициям в золото занять первое место по доходности в нашем списке за 2020 год, показав впечатляющие 22%. Классическим драйвером цен на металл стал кризис, во время которого консервативные вложения пользуются большим спросом. Важной особенностью 2020-го была крайне мягкая монетарная политика многих стран, что ещё больше повысило спрос на золото как инструмент защиты от инфляции.

В результате рейтинг доходности финансовых инструментов, доступных белорусам для сохранения накоплений, за 4 квартал 2020 года выглядит так:

В лидерах — еврооблигации Минфина Республики Беларусь, рынки акций РФ и США. Наименьшую доходность за 4 квартал принесли вложения в недвижимость, депозиты в валюте и инвестиции в золото.

По итогам 2020 года рейтинг такой:

Резко выделяются вложения в золото и акции США, которые обеспечили самую высокую отдачу. Хуже всего за 2020 год показали себя рынок акций РФ и депозиты в белорусских рублях, пересчитанные в долларовый эквивалент.

Прошедший год был уникальным для финансовых рынков. Но пандемия COVID-19 стала настоящим «чёрным лебедем» не только для них, но и для всего мира в целом. В феврале-марте 2020-го фондовые рынки падали на 25–30%, а экономисты предсказывали рецессию времен Великой депрессии в США.

Можно сказать, что кризис пощадил финансовые рынки, которые, в случае развитых стран, показали невиданное до этого V-образное восстановление котировок с ростом до 50%, попутно сделав некоторых счастливчиков-инвесторов миллионерами.

От 2021 года мы не ожидаем серьёзных сюрпризов. Перегретое состояние рынков сеет сомнения в продолжении безудержного роста. Даже в условиях избыточной ликвидности и нулевых процентных ставок. Эти факторы вряд ли дадут котировкам развернуться в обратную сторону — коррекции более 10% видятся маловероятными. Наконец, начнёт восстановление реальный сектор: это должно укрепить оптимизм в рост мировой экономики. Однако, на наш взгляд, ещё какое-то время несоответствие между состоянием реальной экономики и финансовых рынков сохранится, что может вызывать волатильность котировок.