Top.Mail.Ru

Выгодно ли покупать авто в условиях дефицита на рынке

be Smart
22 Декабря 20218 минут на прочтение
В начале пандемии автомобили резко стали никому не нужны. Самоизоляция, удалёнка. Максимум передвижения — прогулки по парку. Но время идёт, просто отсидеться не получилось. Надо ездить. И, очевидно, самый безопасный в свете эпидемии транспорт — личный. Но что произошло с ценами на машины, почему они так растут? Почему очередь на новые авто от полугода и более? Когда это прекратится и прекратится ли? Мария Вашкевич, известная как АвтоМаша, попыталась разобраться.
Здорово было бы заглянуть в будущее и точно всё узнать. Но приходится довольствоваться лишь прогнозами. Я сама сейчас хочу наконец поменять старый верный Kia Ceed на что-то побольше и комфортнее. Но… А хорошее ли сейчас для этого время? Может, стоит ещё немного подождать? Тем более, на руках всё равно нужной суммы пока нет. 
Итак, сначала я узнала, как дела с новыми машинами. Думала, пока ищу модель мечты (к сожалению, нужный мне минивэн не поставляется на наш рынок), куплю на время новый «каблук», маленький коммерческий микроавтобус. А потом продам его. Выбор пал на Opel. И что же? Официальный дилер «Парад-авто» огорошил: уже с октября нет ни одной новой машины в наличии. И до нового года едва предвидится. А после — надежда только на «может быть, апрель», потому что квоты, то есть максимальное количество отгружаемых машин на наш рынок, будут известны только в январе.

Потом я попала на презентацию новой модели Hyundai Creta, где Руслан Плясунков, руководитель отдела продаж, ответил на самый интересующий журналистов вопрос: «Почему машины так стремительно дорожают?». 
Вот ответ в нескольких тезисах. 
  • Пандемия нарушила логистически-производственные связи. Производители уже давно не имеют больших складов запчастей. Локдаун же принёс перебои с поставками по многим позициям. Закрылись автосалоны по всему миру, так как поначалу спрос на машины сильно упал. Производители полупроводников переключились на поставки микрочипов для домашней бытовой техники, так как на неё спрос наоборот резко возрос. Сейчас же, из-за отложенного спроса (это когда автомобили одновременно хотят и те, кто собирался купить их год назад, но не успел, и те, кто принял решение только сейчас), у производителей резкий дефицит электронных компонентов, ведь производство полупроводников требует много времени. И тут есть два варианта: или вообще прекратить производство, или работать на склад, оставляя «полуфабрикат» автомобиля для последующей доукомплектации. В основном выбирают, конечно, работу на склад. Но из-за дефицита цены на недостающие детали растут, а значит, либо повышаются цены на авто, либо они так и остаются стоять на складе «полуфабрикатами». 
  • Разные производители выбирают разные стратегии. Некоторые просто повышают цены. Но платёжеспособность покупателей не безгранична, особенно на разных рынках. В России, например, в ходу схема скрытого удорожания автомобиля — это когда дилеры ставят ну очень дорогое дополнительное оборудование. И без него машину в принципе не продают.  
  • В нашей стране дилеры заявки принимают, но не на все модели и комплектации. На самую дешёвую, базовую, скорее всего, не примут. Дело в том, что производитель сам выбирает, какие рынки ему более выгодны. А выгодны обычно как раз те, где покупатели готовы больше платить за авто и его комплектацию. В том числе, с учётом скрытого подорожания, когда отсутствует возможность приобрести базовую комплектацию без дополнительных опций. Ситуация становится всё хуже, цены растут, а значит, нас всех ждёт дефицит новых машин. 
Рекомендация Руслана: не искать сейчас идеал, а подавать заявку на то, что в Беларусь могут поставить. Да, ещё с августа 2021-го сроки сильно увеличились, но Руслан уверяет, что, например, Hyundai в итоге поставляет машины по всем принятым заявкам, пусть и с опозданием. Важно ещё и то, что по нашим законам зафиксированная на момент подписания договора цена остаётся неизменной.

А что же на рынке машин с пробегом? Ходить по авторынку с перекупами — для сильных духом. Я предпочла отправиться в автоцентр «Верные авто» и пообщаться с его руководителем Вадимом Адиевым
Вадим Адиев, руководитель автоцентра «Верные авто»
Вот, что узнала.
  • С учётом ситуации, если вдруг у вас в планах сменить автомобиль, лучше делать это прямо сейчас. Цены растут и продолжают расти. Более того, рынок авто с пробегом в нашей стране вымывается за счёт покупателей из России, которые берут машины у нас и перепродают ещё дороже у себя. То есть купить автомобиль как раньше — у восточной соседки — уже не получится.
  • Еженедельно на рынке автомобилей с пробегом количество объявлений в Беларуси уменьшается примерно на 300–500 предложений, поэтому возможностей для выбора становится всё меньше. Как понимаете, продавать машину сейчас выгодно, так как с неё можно выручить значительно больше денег, чем год-два назад. Удобнее всего, конечно, сразу обменять свой автомобиль, когда нашли модель на замену, но, к сожалению, не все машины одинаково ликвидны. Хороший вариант — воспользоваться услугами дилеров. К ним же можно обратиться и за финансовыми услугами в случае недостатка средств на покупку нового авто. 
  • Наиболее востребованы сейчас автомобили до пяти лет с историей обслуживания у дилера, а также автомобили недорогого сегмента (до 7 000$) в хорошем состоянии. 
  • Дефицит машин прогнозируется на весь следующий год. И это касается как новых, так и автомобилей с пробегом. Поэтому нет лучше времени для смены машины, чем прямо сейчас.

Что с автомобилями из США? Что там с дефицитом и ценами? С этими вопросами я обратилась к Виталию Левицкому, директору компании «НДС-кар». Вот какие дела на этом фронте. 

Виталий Левицкий и я, АвтоМаша, в офисе «НДС-кар»
  • В декабре традиционно наблюдается пик продаж и покупок автомобилей, поэтому и цены сейчас держатся. Из-за дефицита почти новенькие машины стоят столько же, сколько новые. Так что нынче понятия «новый автомобиль сразу после выезда из автосалона потерял в цене 20–30%» нет. 
  • Если нужно продать свою машину — лучшее время, чем сейчас, сложно представить. А вот купить выгоднее будет после Нового года, в январе-феврале. Но есть нюанс: большую часть быстро раскупят и выбирать будет не из чего. Далее рынок традиционно оживляется только весной. 
  • Снова возрос спрос на электромобили. И это хорошо, так как льготы по растаможке всё ещё остаются. Плюс к этому, вот-вот уравняют в правах физических и юридических лиц — и уберут дополнительный налог. До этих новостей на аукционах в Америке был просто ажиотаж на «электрички», машины уходили очень дорого. Сейчас же цены вслед за спросом немного снизились, так как те, кто какое-то время сомневался, но хотел купить электромобиль, в итоге сделали это. Остались те, кто не спеша присматривает оптимальный вариант. Ещё важно, что для белорусов будут льготы на приобретение запчастей для электромобилей. Но надолго ли? Неизвестно.  
  • В Америке нет такой сильной зависимости от Китая, как у нас, поэтому ситуация выглядит более стабильной. Но это пока: как будет в следующем году, сложно прогнозировать. Дорожать машины вряд ли будут, ведь покупатели не богатеют так быстро. Так что, судя по всему, в 2022-м нас ждёт дефицит хороших новых автомобилей. 

Это что получается? А получается, что эксперты в один голос подтвердили, что причин для снижения цен на автомобили в ближайшем будущем не предвидится. 

Ну и какой обзор без историй реальных покупок?

Илья продал свою Škoda Rapid, чтобы купить Honda Clarity. Škoda ещё была на гарантии (полгода), поэтому эти оставшиеся шесть месяцев просто магическим образом увеличили продажную стоимость автомобиля. 

Смотрите весь путь: Илья купил Škoda Rapid в версии Monte Carlo 2019 года выпуска в конце февраля 2019-го за 39 400 рублей (это $18 500 на тот день).

Продал в октябре 2021 года за 37 000 рублей ($15 000) с пробегом 53 000 км. То есть почти за три года он потерял всего $3500. И это на новой машине из салона!

Выставлял объявление сразу на четырёх площадках. Во вторник улетело объявление, а в субботу Илья уже переоформлял автомобиль на нового хозяина в ГАИ.

После продажи взял себе Honda Clarity 2019 года с пробегом 30 000 км, привезённую из США. За 58 000 рублей (примерно $23 000). Можно было купить ещё дешевле, но Илья не был готов несколько месяцев ждать машину из США. Поэтому лично для него выгоднее оказалось продать своё авто подороже и немного переплатить за уже готовый вариант из Америки. 

Сергей машину пока не менял, но внимательно мониторит цены. Дело в том, что в 2019 году, когда он хотел продать свой Ford Focus, тот резко потерял в стоимости (эту модель стали активно возить из США). 

Так, в начале 2019 года полуторагодовалый авто стоил около $16 000, а всего через год — 9–10 000. Сейчас же цены подросли до 11–13 000 за такой же автомобиль.

Больше всего Сергею нравится Mini Countryman. По одному из объявлений начальная цена год назад была $35 000, сейчас снизилась до $33 000. Другой продаётся уже почти год, начальная цена была обозначена в $30 000, но уже снизилась до $28 000. Летят вниз цены и на другие неходовые модели вроде Jeep Compass. Такой подешевел с $25 000 до $23 000. 

А вот популярные машины наоборот дорожают. Так, Renault Koleos c $30 000 за несколько месяцев поднялся до $31 500 (и уже продан, объявления больше нет).

Получается, если Сергей хочет купить эксклюзивную модель, при этом продав свою обычную, сейчас отличное время для этого. 

Так может, мне не стоит больше откладывать покупку?

Если я сейчас приобрету машину через аукцион в США, то в конце зимы–начале весны она будет у меня, в Минске. Стоить будет при этом около $30 000. Задаток — всего $5000. 
Я и Андрей Станкевич, заместитель директора по коммерческим вопросам А-Лизинга
Потом, когда заберу новую машину, продам свою Ceed. За неё планирую получить $7000. Это удобно, так как мне не придётся брать кредит на полный выкуп нового автомобиля или оставаться без машины на зиму. Да и продажа получится в самый высокий сезон купли-продажи авто — в начале весны.

Заработок в нашей семье обычно не меньше $2000 в месяц. А я очень хочу новую машину и уже немало знаю о лизинге. Отдавать по договору лизинга до $800 в месяц — вполне подъёмная для нас сумма. Самый выгодный график платежей с учётом всех факторов получается на 30 месяцев — 2,5 года. 

Так в месяц придётся платить $750–700, в эту сумму включена страховка «АвтоКаско» на первый год стоимостью $648. Рассрочка помесячно. 

Переплата за весь срок пользования лизингом (30 месяцев) без учёта страховки составит $3354,26.

А если выкуплю машину через год после заключения договора, то переплата за 12 месяцев без учёта страховки составит уже всего $2044,99.

Если брать во внимание вероятный рост цен и дефицит автомобилей — это выглядит очень привлекательно. Так что решено: заключаю договор и с азартом жду аукционов. А если найду подходящую для меня машину здесь, в Беларуси, и успею подать заявку через InSync до конца года, то ещё получу новогодний подарок — комплект зимней резины, которую выберу сама.

Так что пожелайте мне удачи. Игра началась. Обязательно подробно расскажу всю историю покупки своего автомобиля через аукцион в США и А-Лизинг. Следите за лентой Now.