Выгода или комфорт: такси, каршеринг, подписка на авто и лизинг

для меня
12 июля 20218 минут на прочтение
Зачем владеть авто, если им можно пользоваться? Несёт ли будущее избавление от частной собственности или это утопия? Тем временем настоящее дарит много вариантов пользования автомобилем: такси, каршеринг, лизинг, аренда и новомодная подписка на авто. Now и Мария Вашкевич, автоблогер и автоинструктор, посмотрели на все варианты, а также опросили клиентов и представителей услуг, чтобы разобраться в удобстве и узнать честные отзывы. 
Мария Вашкевич, известная как АвтоМаша
Считать расходы — скучное занятие. Я понятия не имею, сколько трачу на свой личный автомобиль. И как здорово, что есть люди, которые старательно записывают все траты. Давно хотела сделать такой обзор, чтобы разобраться в ценах, удобстве и заодно узнать о подводных камнях разных способов аренды автомобиля. Вдруг мне самой будет выгоднее не покупать следующую машину?

Такси

Удобство: скорость подачи составляет несколько минут. Можно платить наличкой и картой. Заказы по телефону, от борта или через приложение. Заранее видно, во сколько обойдётся поездка. 

Срок пользования: обычно на такси ездят разово, но если вы частый клиент или владелец бизнеса со своей командой, можно договориться с сервисом и заранее оплатить абонемент. 

Стоимость: одна поездка может даже обойтись бесплатно (если есть бонусы, промокоды). Я опросила знакомых, которые пользуются такси в качестве основного транспорта, в среднем все озвучили сумму в диапазоне от 200 до 500 рублей в месяц. 

Особенности: можно не уметь водить машину.
Оксана, восемь месяцев работает в такси
Такси — это удобно, быстро, а сейчас ещё и недорого. И подача быстрая, потому что машин действительно хватает. Многие, даже у кого свой автомобиль, пересели на такси. А у кого его нет — решили не покупать. Как ни крути, с парковками у нас проблема, и с каждым годом становится всё плотнее. 
Катерина, постоянный клиент такси
Плюсы — удобнее ребёнка завозить в школу. Вызвал такси, посадил — готово. Общественный транспорт — сразу нет. Сейчас коронавирус. 7 километров обходятся в 7–10 рублей. 

Минусы — порой уж очень ушатанные машины. Когда большой спрос — коэффициент повышается, и поездка, которая обычно обходится в 7 рублей, может вырасти до 20.

Если рядом нет «Яндекс.Такси», есть приложение «Такси 135». Оно медленнее на спрос реагирует, иногда можно дешевле «Яндекса» доехать.
 
Ещё из минусов — непонятно, что за водитель. Пару раз приходилось останавливать поездку и жаловаться в техподдержку. Необоснованное превышение скорости в городе свыше 90 км/ч, нарочитая грубость в общении из-за того, что пришлось ждать. А иногда ремни безопасности на заднем сидении не работают. 
Моё мнение: если нет прав или хочется вечерком выпить, то такси — самый простой вариант. Знакомые писали, что траты на такси у них в графе «Алкоголь».

А вот в плане комфорта и безопасности есть нюансы. Эти вопросы решаются вызовом более дорогого такси, но тогда уже общая стоимость за месяц будет совсем не 300 рублей.

Сама я, как инструктор, не могу расслабиться, когда меня везёт неизвестный водитель. 

Каршеринг

Удобство: один раз потратить время на регистрацию в приложении — и все машины по пути доступны. Хотя порой до них идти достаточно далеко.

Срок пользования: прежде всего это сервисы поминутной аренды, но для дальних поездок можно бронировать автомобиль на сутки или неделю. Обслуживание, мойка машины, даже заправка — всё включено в стоимость аренды. При длительной аренде может быть доплата за перепробег. 

Стоимость: от 0,3 рубля за минуту.

Особенности: быстрая аренда и большой выбор вариантов. У каршеринга Hello хороший автопарк, есть даже Mustang и Tesla. Anytime имеет самую большую карту, где можно завершать поездки. У «Везухи» удобный тариф для постоянных пользователей «Супервезунчик». А у Multimotors, новичка на рынке, своё уникальное предложение — возможность ездить со свежими правами, да ещё и с полным «АвтоКаско».
Анна, представитель каршеринга Multimotors: 

Пик поездок приходится в будние на утро и вечер и в жаркие выходные. Сейчас у нас активный прирост новичков из-за наших тарифов для начинающих водителей. Раньше средний возраст пользователя был 25–35 лет, сейчас активно подключаются 18-летние. Есть и такие, у кого были раньше права других категорий, а В и года не было. Мы думали, это рискованно, но опыт показывает, что новички как раз водят очень осторожно. За всё время только одна царапина на бампере. По сравнению с тем, что порой творят водители со стажем, на это можно вообще не обращать внимания. 

У молодёжи же чаще всего нет денег на машину, так пусть тренируются и не теряют навыки вождения после автошколы. 
Дмитрий, пользователь каршеринга
Посчитал, во сколько мне обошёлся год каршеринга. За 2020-й проехал 4645 километров и потратил 1532 рубля. Ещё 350 рублей на такси и 45 на общественный транспорт. Получается ли каршеринг дешевле машины в собственности? 

Прежде всего, я точно избавлен от хлопот по обслуживанию. В моём случае получилось дешевле — машинка у меня была не первой свежести и регулярно просила денег на ремонт. 

Моё мнение: каршеринг — альтернатива такси для тех, кто сам хочет контролировать поездку. Покатать девушку по городу, отвезти семью из пяти человек в аэропорт, не ожидая дорогой микроавтобус-такси. 

Конечно, каршеринг идеален и для молодёжи. Но есть минусы. Например, бустер (детское сидение) только один, да и не везде можно оставить машину. 

Прокат автомобиля

Удобство: чаще всего для оформления нужно по старинке подъехать в офис и заключить договор, там же и забрать автомобиль. Но прогресс не стоит на месте: многие компании предлагают договариваться онлайн, а потом доставляют машину в указанное место.

Срок пользования: обычно сутки и более. На прокат лимузинов и прочих необычных авто с водителем чаще почасовая оплата.

Стоимость: от 30 рублей в сутки.

Особенности: машину нужно вернуть в указанное место с таким же количеством топлива, как при начале аренды. Также может быть предусмотрена самостоятельная мойка машины. Ещё могут брать залог. Автокресла и прочее оборудование обычно за отдельную плату.
Ольга, брала машину напрокат в сервисе, который мы не будем называть
Сделала заказ. Одна сумма. Спросила, что почём, в каком состоянии авто — сказали, всё как в лучших домах Парижа и Лондона. Бензина ест немного. Минимальная аренда — сутки. Остановилась на этом варианте. 
 
Пришло время ехать. Дожали до последнего. Привезли к дому машину с договором на двое суток, причём я обязана была сказать им, куда путь держу, так как у них до этого спёрли BMW X6. То есть заведомо поставили меня в позицию угонщика. 
 
А ещё в машине было сломано водительское сиденье — вперёд наклонено и не откидывалось. Было грязно внутри (а за мойку деньги вперёд берут). Чек не хотели давать, как и машину на одни сутки (а мне на больше и не надо было, я вечером собиралась вернуться). Вишенка на торте — когда открыла капот (дело было зимой), то не обнаружила крышку на бачке омывателя. Это отверстие мне заткнули перчаткой. Сам бачок был пустой.
 
Но ехать надо было, люди ждали. Взяла, что привезли. Переплатила в общей сложности в три раза больше, чем рассчитывала. 450 рублей за аренду и топливо (15 литров на 100 километров). 

Мой вердикт: машину, которая нужна раз в год (микроавтобус), или машину для впечатлений (ретроавто, лимузин, внедорожник) лучше всего брать в аренду. А вот если нужна обычная на недельку — пожалуй, каршеринг мне нравится больше.

Подписка на авто

Удобство: это совершенно новый сервис для нашей страны, сейчас он в стадии выхода на рынок. Услугу будет предоставлять компания «Атлант-М». 

Подписка — фактически та же аренда, но в неё входят ТО, шиномонтажи, страховки и прочее. Плюс клиенту не нужно регистрировать автомобиль, потом снимать с учёта и думать, как и кому его продать. В формате подписки у автомобиля чаще всего один пользователь — потом дилер просто продаёт машину.

Срок пользования: только долгосрочная аренда (год, два, три) и только для новых автомобилей.

Стоимость: интерес к подписке большой уже и в нашей стране, но цены пока в стадии формирования — именно от стоимости будет зависеть востребованность услуги.

Особенности: основной плюс подписки — пользователь может позволить себе как бы свой автомобиль. При этом он не вкладывает единовременно огромную сумму на покупку, не вносит первоначальный взнос (его нет) и не тратит время и усилия на обслуживание машины. 
Вера, представитель компании «Атлант-М»
Мало просто выпустить услугу на рынок. Этот продукт требует перестройки внутренних процессов компании, чтобы обеспечить клиенту высокий сервис и работу без перебоев. Этим мы сейчас и занимаемся. 

Плюс изучили опыт российского импортёра Kia, который запустил подписку около года назад и успешно расширяет проект. Скорее всего, от холдинга мы сначала выйдем с массовыми марками Volkswagen, Kia, Mazda, Toyota, Geely. И только потом подключим премиальный сегмент — Lexus, Land Rover, Jaguar.

Услуга нужна покупателям, особенно тем, кто предпочитает не вкладывать во владение, а пользоваться. Это мощный мировой тренд, который касается всего, в том числе автомобилей. Такие пользователи любят менять машины раз в год или два, а не приобретать их на 10 лет. 

Подписка — идеальный формат, когда по прошествии срока аренды ты просто можешь положить на стол ключи от одной машины и взять от другой. А холдинг обеспечит широкий модельный ряд.

Мой вердикт: клиентов у такого сервиса ещё нет (сама жду, когда выйдет на рынок), но само предложение очень современное. Уже выросло поколение людей, предпочитающее не владеть имуществом и не копить барахло. Оно хочет пользоваться товарами только тогда, когда в этом есть необходимость. Звучит всё хорошо, но интересно, сколько будет стоить такой комфорт. 

Лизинг

Удобство: можно уложиться в один визит и 1–2 дня на рассмотрение документов.

Срок пользования: 1–5 лет. 

Стоимость: зависит от стоимости автомобиля и срока договора. 

Особенности: это единственный вариант использования, когда автомобиль в конечном итоге переходит в собственность пользователя. 
Андрей, представитель компании А-Лизинг
Многие думают, что в лизинге обязательно платить большой первоначальный взнос, но это не так. Как и при обычной аренде, можно составить график платежей вообще без первоначального взноса. 

В целом в лизинге много возможностей индивидуального подхода. Мы учитываем сезонность поступления средств клиента, предлагаем любую машину, в том числе с пробегом. Пересматривать срок лизинга тоже можно. 

Получается так же удобно, как при аренде, но по окончанию договора автомобиль становится вашим. 

А сейчас у нас дополнительные бонусы есть. При оформлении А-Лизинга до 31 июля через InSync мы дарим страховку «АвтоКаско» на 6 месяцев. Автомобиль в лизинг можно взять с авансом от 15 до 40% на срок от 12 до 84 месяцев. Если вы зарплатный клиент Альфа-Банка и получаете от 2000 рублей — условия ещё круче: низкая сумма аванса от 0 до 15%.
Татьяна, клиент А-Лизинга:

Если честно, я и не смотрела другие варианты. Мне нравится, когда моя машина только моя, что на ней никто больше не ездит, а в салоне спокойно лежат мои вещи. И хотя по документам автомобиль как бы ещё не мой, с самого первого дня я чувствую себя собственником. 

Лизинг выбрали, потому что уже был положительный опыт покупки товаров через лизинговые компании. Это уже второй автомобиль в семье, который берём через А-Лизинг. 

У меня с супругом хорошие должности на работе, стабильный доход, но сразу отдать круглую сумму за премиальный автомобиль материально сложно. 

Мы знали про удобный график платежей. По сути, всё как при рассрочке.  

Кстати, изначально, когда выбрала машину в салоне, мне предложили оформить её через другую лизинговую компанию. Так прошла неделя с момента подачи заявки, вторая. Я уже сама позвонила, мол, как так. И попросила оформить через А-Лизинг. Здесь заявку рассмотрели за 2 дня. 

Ещё удобно, что есть онлайн-сверка — можно пересмотреть размеры платежа, погасить досрочно. Дважды обращалась, дважды мои заявки одобрили. 

Что думаю я: а я тоже олдскул, и мне нравится, когда моя машина — только моя. Это филиал дома, в котором и косметика, и еда, и запасная обувь, а ещё купальник, полотенце и зонтик. 

Любой автомобиль, как в собственности, так и в аренде, бесплатно даже стоять не может (налог-то платить нужно). И в конечном итоге всё равно вам решать — платить сразу много, а потом поменьше, или равномерно растянуть платежи во времени. 

Как по мне, каршеринг и лизинг — самые привлекательные варианты для ежедневного использования. Первый позволяет быстро взять машину, когда очень нужно, а лизинг — кататься на своём, родненьком, и разбрасывать вещи в салоне, как душе угодно. Но всё это, конечно, субъективно, и выбор всегда должен опираться на ваш комфорт. 
А я всё ещё хочу мотоцикл