Как вести семейный бюджет, даже если вы никогда этим не занимались

be Brave
12 Апреля 2021 7 минут на прочтение
Вы наверняка знаете эти две категории людей. Первые живут скромно, но при этом не экономят на здоровье, иногда ездят на море и ходят в кафе. Вторые постоянно шикуют, сорят деньгами, но в какой-то момент надолго останавливаются на мели. С чёрной икры — да на перловку, так сказать. В чём же их принципиальное отличие друг от друга? Одни умеют считать деньги, а другие — нет. Но у нас хорошая новость: вести семейный бюджет легко можно без «корочки» экономического вуза и даже без дружбы с математикой. Было бы желание. А научиться контролировать расходы, откладывать и даже инвестировать можно и в обычной тетради. Рассказываем, как.
Саша Литвин
Попробовал все способы и завёл Альфа-Копилку

Возьмём ситуацию

Семья из четырёх человек: родители, двое детей — 2 и 6 лет. Живут в Минске. Ежемесячный общий доход (зарплаты + детское пособие) — 4000 рублей.
На аренду жилья и коммуналку уходит в среднем 1000 рублей в месяц. На продукты — 1400. Одежда, лекарства, бытовая химия, топливо, такси, мобильная связь, интернет — ещё примерно 900. Остается 700 рублей, из которых 200 семья тратит на развлечения, 150 — на детский сад. Примерно 350 рублей удаётся отложить, но в итоге всё уходит на непредвиденные траты вроде ремонта машины, подарков или визита к стоматологу.

В результате семья живет «в ноль»: сколько пришло — столько и ушло. 

Попробуем разобраться, могут ли они накопить на отдых в Одессе, не отказываясь от привычного образа жизни. Что для этого надо сделать? Нужно начать считать деньги. Это покажет, сколько и на что тратится и на чём можно сэкономить.

А что делать, если тысяча на пятерых?

«Хорошо рассуждать минчанам, у которых по тысяче на человека. А если у нас тоже тысяча, но на пятерых?». Это непросто, но тем важнее считать расходы — цена ошибки в этом случае выше. Съездить всей семьей на море может не получиться, но купить компьютер в рассрочку и обновить гардероб для всех — вполне.
Ведите бюджет независимо от того, сколько вы зарабатываете и тратите каждый месяц. Это поможет не допускать кассовых разрывов (когда обязательные расходы больше доходов), дисциплинировать себя в покупках и… мотивировать зарабатывать больше. Да-да. 

Как и где вести учёт

Бумажный блокнот
Никогда не вели бюджет и обходите стороной Excel? Начните с обычного блокнота. Разметьте страницы и записывайте все доходы и расходы — вплоть до жевательных мармеладок на кассе и жетона на метро. По итогам месяца вооружитесь калькулятором и подбейте бюджет. Расходы можно сводить в общую графу «Потрачено», постепенно делая раскладки на категории: магазин (продукты, косметика, канцтовары), обязательные траты (аренда, коммуналка, связь, детский сад, проезд), медицина, развлечения и так далее.

Чтобы было удобнее, все траты можно сразу разбить на категории и записывать их в конкретный столбец. Так в конце месяца вы будете чётко видеть, на что ушли деньги. 
Важно: сохраняйте чеки после покупки, с ними вы быстро распределите все затраты. 
Excel
Тут всё проще, чем кажется. В Excel есть десятки бесплатных шаблонов для ведения бюджета — выбирайте подходящий и заполняйте. 

Для этого создайте новый документ в Excel, затем нажмите Файл — Создать — Бюджеты. Здесь во вкладках «Личные» и «Управление финансами» выберите оптимальный для вас вариант. В шаблонах уже созданы нужные листы и таблицы, проставлены все формулы. Вам остаётся вписывать вместо цифр по умолчанию свои значения — и в конце месяца делать выводы.
Начинать вести учёт финансов удобнее с первого числа месяца.
Excel-документ можно составить и под себя. Обязательные столбцы или строки — это «Доходы», «Расходы» и «Итог месяца». Но такой простой учёт поможет лишь увидеть, что и куда уходит. Чтобы начать экономить и откладывать, нужно планировать расходы и придерживаться этих цифр. Для этого добавьте в таблицу столбцы с планами расходов и фактическими отклонениями.
Приложения
Одно из самых популярных решений для учёта личных финансов — приложения Monefy (Android/iOS) и 1Money (Android/iOS). Вести бюджет можно и в софте банков. Например, в нашем мобильном приложении InSync есть статистика по тратам. Найти её можно так: тапаем на «Монитор событий» — «Расходы» — и здесь видим категории трат, проценты из общего числа и суммы по ним. 

Начинаем анализировать и экономить

Это следующий уровень ведения бюджета. На предыдущих мы зафиксировали траты, провели ревизию и выяснили, где можно сэкономить без существенного ущерба для комфорта. Теперь пора закладывать эти цифры в план и учиться финансовой дисциплине.
План существенно превышен? Проследите, куда ушли деньги. Можно ли от этого отказаться? Заменить? Починить? Оптимизировать ещё каким-либо образом?

Потратили меньше, чем планировали? Отлично! Отложите эти деньги на долгосрочную цель или направьте туда, где случилась просадка.

Что в итоге — на море накопили?

Семья из примера в начале текста, конечно, вымышленная, но такая ситуация типична для многих белорусских семей. Если бы они стали вести учёт расходов и оптимизировать траты, то, вероятно, смогли бы позволить себе отпуск на Одесском побережье. А может, и не только на нём.
Скорее всего, они сразу же обнаружили бы лишние траты, от которых можно легко отказаться. 45 рублей на сладости и чипсы, 35 — на такси, ещё 30 — на спонтанные покупки, которые, по большому счёту, захламляют дом. И еще 15 рублей на электричество, которые экономятся разовой тратой на энергосберегающие лампочки. 

Так в месяц можно сэкономить примерно 50 долларов в эквиваленте, за год — 600. И это без существенного изменения образа жизни: они продолжили бы ездить на такси (но только по реальной необходимости, а не чтобы приехать на 7 минут быстрее трамвая) и покупать шоколад.

В других случаях это могут быть другие траты, от которых можно отказаться ради большой и важной цели, — бары, онлайн-игры, лотереи, фастфуд. Всё это — вопрос приоритетов и планирования. Ради пляжа на солнечном берегу, вероятно, стоит отказаться от ежедневного капучино в кофейне. Или нет? Решать только вам. 

Здесь есть две ошибки-крайности. Сторонники одной думают, что достаточно просто урезать себя во всём при текущем уровне доходов, но зато раз в год отрываться до головокружения в условной Хургаде. Адепты другой уверены, что потребление ни за что нельзя сокращать — и чтобы больше себе позволять, нужно больше зарабатывать. Истина, как это часто бывает, где-то посередине.
Кроме удобной статистики в InSync мы предлагаем Пакетное расширение Smart Family. С ним вы можете оформлять карты для своих детей, супругов и родителей, вести совместный учёт и устанавливать лимиты расходов. Всё это можно сделать в InSync не выходя из дома. Вот здесь инструкция. Не поленитесь разобраться, какие плюшки вам причитаются, — и вы приятно удивитесь. В Пакетном расширении Smart Family есть то, чего вы не найдёте в других наших предложениях. 

Но это не всё. Ещё у Альфы есть бесплатная Альфа-Копилка, которая поможет собрать нужную сумму для намеченной цели. С ней можно не просто копить деньги, но и приумножать их — за счёт начисления процентов на остаток. Есть три способа пополнения Альфа-Копилки. Выбирайте, какой удобнее, — округление суммы после оплаты картой, фиксированная сумма, зачисляемая на копилку по расписанию, или фиксированный процент от суммы зачислений на карту. Пробуйте и копите на цель комфортно!