На что тратят и на чем экономят белорусы?

be Smart
15 Июля 20229 минут на прочтение
Не прошло и полгода с момента, как валюта, гречка и сахар пользовались повышенным спросом. Редакция Now обратилась к статистике, чтобы узнать всё, что происходило с потребительским поведением этой весной. 

Мы получили несколько инсайдов от аналитиков Альфы, чтобы детальнее раскрыть карту покупательского интереса. А также опирались на исследование Центра системных бизнес-технологий SATIO, из которого узнали много нового: уровень стресса, на каких товарах экономят белорусы, какие продолжают покупать, в чём хранят сбережения и какой подушкой безопасности располагают. Делимся основными выводами и рассказываем, как реагировали клиенты Альфы.
Лада Милькота
Обняла аналитику

Участников исследования авторы разделили на четыре сегмента в зависимости от восприятия экономической ситуации. А то, насколько сильно переживают белорусы, напрямую зависит от размера дохода и уровня жизни.

Кризис богатых
80 % — это внушительная цифра. Именно такой процент городских белорусов обеспокоен экономической ситуацией в стране. Выяснилось, что люди с высоким уровнем дохода и качеством жизни переживают больше. Что вполне логично: они чаще покупают импортные товары и пользуются премиальными услугами. Из-за кризиса эта категория лишается многих благ, которые можно купить за деньги: отпуска на море, предметов роскоши, покупки нового автомобиля. Значительно ниже финансовый стресс у людей с низким уровнем образования и дохода — они меньше ощущают влияние санкций и различных ограничений. Кстати, мы уже разбирались, как не сойти с ума от денежных переживаний. Спойлер: всё в наших руках.

«В Альфа Банке обслуживаются почти полмиллиона белорусов-физических лиц. Мы верим, что все больше людей будут делать выбор в пользу цифрового банкинга – это то, что мы умеем делать на высоте. Сегодня стать клиентом Альфы, открыть счет и получить карту может любой житель страны – достаточно скачать приложение InSync и через несколько дней забрать карту в почтовом ящике», – рассказал Александр Бобко, исполнительный директор Альфа Банка в Беларуси.
Беспокойство из-за финансов приводит к тому, что 2/3 белорусов постоянно проверяют курсы валют — как минимум раз в неделю!

Следят за ценами и экономят практически на всём

Только 3% городских белорусов не заметили роста цен на товары и услуги. За изменениями же следят почти все, и по большей части знают цены на большинство приобретаемых товаров, рассказывают авторы исследования.

«Сейчас выгода – будь то продукты в супермаркете или услуги банка – становится ключевым критерием в выборе.  В стратегии Альфы мы сфокусировались на том, чтобы все – от дебетовой карты до кредитки – приносили максимум пользы и при этом оставались доступны», –  рассказала Оксана Савеноква, операционный директор Альфа Банка в Беларуси.
Рост цен заставил 65% городских белорусов включить режим экономии. Причём 2/3 применяют шесть и больше вариантов экономии одновременно. Какие стратегии экономии выбирают: чаще ищут скидки и акции, отказываются от развлечений и хобби, откладывают крупные покупки, ходят в более дешёвые магазины. А 61% сказали, что экономят на всём.

То, что белорусы стали реже тратить деньги, подтверждают и данные аналитиков Альфы — клиенты от 18 лет и старше стали проводить меньше транзакций. Это больше всего заметно в возрастной категории от 18 до 34 лет. Весной люди этой группы стали совершать на 9% меньше транзакций по сравнению с зимним периодом.

Меньше снеков, сладостей и походов в рестораны

На чём стали экономить белорусы? В первую очередь на одежде, обуви, бытовой химии, мебели и косметике.

Более 70% сократили расходы на продукты питания. Выяснилось, без чего можно обойтись совсем — это алкоголь, сладости, снеки и готовые блюда.

В сфере услуг полный отказ характерен для развлечений (34%), походов в кафе и рестораны (27%), а ещё поездок на такси (18%).

Больше тревел-расходов

Посмотрим, на что клиенты Альфа-Банка разных возрастов тратили деньги этой весной. Веселились больше всего клиенты до 18 лет. На категорию «Развлечения» они отдавали 25% бюджета, и это самый высокий процент среди всех возрастных групп. Клиенты до 18 лет тратят меньше всего на семью и личные расходы (только 8%), а вот самый высокий процент расходов на эту категорию — у людей 60+. Они отдают на семью и личные расходы 11% своих финансов. Ещё клиенты за 60 больше остальных вкладывают в покупки, связанные с домом.

На авто больше всего тратят клиенты от 18 до 60 лет — 9,8 %, меньше всего — те, кому до 18. 

Аналитики Альфы рассказали, что весной заметно возросли траты в категории «Путешествия». В среднем тревел-расходы по сравнению с зимой увеличились на 29%. 

Лишним не будет

Продукты впрок весной закупал каждый 5-й городской житель Беларуси. По большей части запасались базовыми категориями — бытовой химией и продуктами питания.

Что чаще всего сметали с полок в магазинах: крупы, мука, макароны, сахар и соль, кофе и чай, из бытовой химии — порошки и туалетную бумагу.

Почти у половины белорусов сбережений — не больше чем на месяц

Выяснилось, что размер сбережений, необходимый, чтобы прожить полгода и больше, есть только у каждого десятого белоруса. А в случае исчезновения источника дохода у половины белорусов денег хватает на месяц и меньше. Что делать, чтобы в копилке лежали хотя бы три зарплаты, рассказывали здесь.

Топ финансовых операций

Самой популярной финансовой операцией апреля стала покупка/продажа валюты. За ней идут покупки в кредит/рассрочку, займы денег у родственников и знакомых и возвраты долгов/выплаты кредитов. 

Не время для трат

2/3 белорусов предпочитают не тратить свободные деньги. Что нужно откладывать и беречь свободные финансы считают 65% респондентов, а тратиться на дорогостоящие товары готовы лишь 13%.

Если валюта, то…

Самой привлекательной валютой для белорусов оказались доллары. В них копит 73% населения. Те, кто помоложе (люди от 25 до 44) чаще думают, что хранить лучше в долларах, а вот старшее поколение (55-64 года) считает, что в евро.

Что в итоге?

Этой весной белорусам пришлось изрядно поволноваться. Финансовые переживания коррелировали с постоянным отслеживанием курса валют, а экономия стала отличной стратегией в ситуации, когда цены на бананы и прочие радости жизни поскакали вверх. Не остались в стороне и клиенты Альфы — они стали совершать транзакции реже, чем обычно. В топ планов на будущее вышли намерения и дальше покупать валюту и, наконец, рассчитаться с долгами. 

Благодаря сухим цифрам можно видеть целые финансовые истории, а самые правдивые всегда строятся на аналитике.