Как закрыть ИП в Беларуси? Пошаговый план действий от юриста

для возможностей
26 октября 20230 минут на прочтение

Добровольная ликвидация ИП в Беларуси может занять до полугода. Чтобы в это время вы могли продолжать деятельность, сначала откройте ООО, а уже потом закрывайте ИП. О порядке ликвидации и её неочевидных нюансах журналисту NOW Александру Литвину рассказал Алексей Почебыт, руководитель отдела ликвидаций юридической фирмы «Гравис».

В предыдущих текстах этого цикла мы рассмотрели, какие изменения ждут ИП, кому открывать ООО, а кому — переходить на уплату НПД. А также выяснили, как открыть ООО в Беларуси.

1. Наводим порядок в документах

Налоговая инспекция и ФСЗН могут проводить выборочные проверки ИП, начавших ликвидацию. Проверки проводятся путем сопоставления информации из их баз с декларациями и отчетами, которые подавал ИП. Если всё совпадает, то, как правило, на этом проверка заканчивается.

В случае выявления расхождений либо нарушений законодательства проверяющие органы вправе затребовать дополнительные документы: договоры, акты, накладные, книги учета доходов и расходов. Если допускаете, что когда-то могли совершить неумышленную ошибку, заранее позаботьтесь обо всех документах, которые могут заинтересовать налоговую и ФСЗН.

2. Рассчитываемся с наемными работниками

Часто этот пункт оставляют «на потом», что чревато дополнительными расходами. Дело в том, что, согласно Трудовому кодексу, ИП должен письменно уведомить работника о планируемой ликвидации, как минимум, за два месяца до её начала. В противном случае нужно будет выплатить ему компенсацию в размере двухмесячной средней зарплаты.

Расторгнуть трудовые отношения тоже желательно до вхождения в ликвидацию. Когда процедура ликвидации уже запущена, ИП может уволить наемного работника:

а) по соглашению сторон;

б) в связи с ликвидацией (если к соглашению прийти не удалось), выплатив сотруднику еще 3 месячных оклада.

3. Подаем объявление о ликвидации в журнал «Юстиция в Беларуси»

Порядок действий такой:

  1. оплачиваем размещение по этим реквизитам. Стоимость — 32 BYN;
  2. подаем в свой исполком заявление и квитанцию об оплате. Шаблон заявления о прекращении деятельности ИП можно скачать здесь. Обращаться нужно в тот исполком, в котором вы регистрировались в качестве ИП (либо туда, где вы зарегистрированы сейчас, если меняли адрес регистрации). Также ИП могут подавать заявление на ликвидацию онлайн через ключ ЭЦП, вне зависимости от даты регистрации;
  3. проверяем объявление здесь на второй рабочий день после 18.00.

С этого момента ликвидация считается официально начатой. Теперь ИП не может совершать операции по банковским счетам, за исключением связанных с прекращением деятельности. 

Публикуя объявление, ИП автоматически информирует все государственные органы — извещать их дополнительно не нужно. При наличии кредиторов, нужно письменно уведомить их о старте ликвидации: с подачи объявления начинается срок, в течение которого они могут предъявить свои требования (минимум два месяца).

4. Подаем декларации и отчеты в налоговую и ФСЗН

На это у вас есть 5 рабочих дней после подачи заявления в исполком. Декларация оформляется нарастающим итогом за период с начала года по день подачи заявления о ликвидации. В ФСЗН подается стандартный отчет формы ПУ-3 за такой же срок. Рассчитать актуальные суммы страховых взносов можно здесь.

Обратите внимание, что с 2023 года ИП должен самостоятельно уплачивать взносы в ФСЗН даже при наличии основного места работы.

5. Ожидаем результаты проверок

На них у налоговой и ФСЗН есть 6 месяцев с момента подачи заявления о ликвидации. По истечению этого времени или раньше они должны направить в исполком либо справку об отсутствии задолженности, либо справку с указанием факта наличия задолженности. В ходе проверок инспекция и Фонд могут затребовать дополнительные документы, а при обнаружении нарушений — выставить штрафы, пеню.

6. Проводим инвентаризацию активов и обязательств

Это необязательный с точки зрения законодательства пункт, но он будет полезен ИП, у которых много имущества и большой документооборот. Очередность расчетов с кредиторами прописана в Положении о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования.

В случае, если у ИП недостаточно активов для погашения долгов, закрыть ИП можно будет только через процедуру банкротства. После расчетов с кредиторами нужно списать бланки строгой отчетности (квитанции о приеме денежных средств, накладные, контрольные знаки и пр.), подав отчет об этом в налоговую.

7. Сдаем документы в исполком

Вам остаётся сдать в регистрирующий орган:

  • оригинал Свидетельства о государственной регистрации ИП (если утеряно, то заявление об этом и газету с объявлением об утере);
  • уведомление о завершении прекращения деятельности ИП.
  • справку о сдаче документов в архив, если вы привлекали наёмных работников.

После этого исполком исключает вас из числа индивидуальных предпринимателей в Едином государственном регистре. Теперь, указав свой УНП на сайте ЕГР, вы увидите статус «Исключен из ЕГР».

Неочевидные нюансы в ликвидации ИП

Уведомление иных заинтересованных лиц

Актуально для тех ИП, деятельность которых может повлиять на другие стороны спустя время после ликвидации. Например, если ИП выполнял ответственные проектные или субподрядные работы в строительстве. Уведомление заказчиков и клиентов в этом случае — способ защиты их прав.

«Упрощенка» в 2022 году

Применять этот режим налогообложения в 2022 году можно было ИП из ограниченного списка видов деятельности. Но нередко те, кто пользовался УСН раньше, продолжали работать в этом режиме, не перейдя на уплату подоходного налога. Если это ваш случай, при закрытии ИП налоговая может оспорить систему налогообложения и доначислить налоги.

Передача документов в архив

Пункт актуален для ИП, у которых были наемные работники. Сдавать в архив нужно зарплатные ведомости, приказы о приеме на работу и увольнении, копии учредительных документов. Есть требования к оформлению, и они не формальные: может не получиться сдать документы с первого раза.

Помощь юристов-ликвидаторов

Для ИП с крупной выручкой и активной деятельностью есть смысл обратиться за юридической помощью, чтобы процесс ликвидации сопровождали аудиторы. В процессе могут возникнуть вопросы по восстановлению документов, исправлению ошибок, реализации активов и погашению долгов: часто их решение выгоднее поручить профессионалам.


Надеемся, ваша бизнес-история будет развиваться гладко и без проволочек. А NOW обещает отслеживать далее тему с сектором индивидуального предпринимательства в Беларуси. 



* Информация актуальна на 26 октября 2023 года. Возможны изменения в связи в внесением поправок в законодательные акты.