Франшиза и новый фестиваль. Создатели Гастрофеста о 2020 годе и будущем проекта

be Brave
24 Сентября 20207 минут на прочтение
Четыре года назад Стас, Оля и Женя запустили Гастрофест. Никаких гарантий, что проект выстрелит, не было. Но у них получилось. А сегодня стартует Гастрофест.Кино, 27-й фестиваль при поддержке Альфа-Банка. Now поговорил с трио о том, как им работается в нестабильном 2020 году и чего ждать от проекта в будущем.

Альфа-Банк — генеральный партнёр Гастрофеста. Для держателей карт Альфы есть бонус — за покупку сета вы получите купон на десерт при следующем посещении этого места. Кстати, блюда можно не только взять в заведении, но и заказать на дом. А посмотреть всех участников Гастрофест.Кино в Гродно можно здесь. Фестиваль закончится 11 октября.
Женя, Стас, Оля.
— Два Гастрофеста запускаются друг за другом с разницей в неделю. Не слишком ли это плотный график работы для вашей команды?

— Мы шли к этому четыре года, налаживали свою работу так, чтобы это было ненапряжно. Если бы 2020 год не приготовил столько сюрпризов, то получилось бы ещё плотнее — мы запустили сайт, который позволяет вести сразу три фестиваля.

Ещё в прошлом году фестивали шли один за другим не пересекаясь, потому что не было технической возможности транслировать всю информацию на сайт. Сейчас хочешь не хочешь, но фестивали начинают накладываться. Плюс у нас нарисовался кофейный фестиваль, который мы хотели провести сразу в трёх областных городах. Мы его уже прозвали несчастным, потому что сначала планировали запуск в марте, когда начался коронавирус. Тогда мы перенесли его на август. Всё подготовили, сфотографировали сеты и так далее. Перенесли на ноябрь — теперь со страхом ждём его (смеются).

— В чём заключается работа конкретно вашей тройки в организации новых фестивалей?

— Многие процессы мы делаем самостоятельно, но сейчас главное — грамотно управлять процессами и контролировать их исполнение. Кроме фестиваля, есть и другие проекты, которым тоже хочется уделять внимание.

Мы всегда занимаемся стратегическими вопросами: работа с партнёрами, с документами, разработка календаря и тематики фестивалей. В общем, всё, что касается концепции. Дальше делегируем процессы. Ну и давайте прямо скажем — за все фестивали не было ни одного сета, который мы не посмотрели при отборе. 

Когда ты занимаешься этим четвёртый год, то знаешь весь процесс подготовки с точностью до дня, когда нужно заказать печатную продукцию.
Команда «Песочницы».
— Гастрофест.Кино такой второй в истории. Первый прошёл в Минске в 2018-м, этот будет в Гродно. Эксперимент признали удачным?

— В регионах у нас не было фестивалей с концепцией, заведения просто готовили сеты исходя из своего профиля. Но уже прошлом году нас стали просить усложнить задачу и указать тематику. И тогда мы посмотрели, что зашло в Минске. Кино получилось хорошо — это несложная в реализации тематика, при этом красивая, интересная, креативная. Этой осенью мы организовываем Гастрофест.Кино ещё в Гомеле (с 14 октября) и Бресте (с 21 октября). 

Мы стараемся выбирать тематику, которая будет достаточно широкой, всеобъемлющей, чтобы приготовленные сеты были сопоставимы с темой. Даже Кино ставит некоторые заведения в тупик, так что Гастрофест.Музыка мы вряд ли увидим.
— Как тяжело найти заведения для участия в фестивале в регионах?

— Было сложно в первый раз, три года назад. На удивление, мы пробили эту стенку и дальше заведения уже сами связываются с нами. Конечно, после пандемии заведения очень переживают, что люди не придут, что не получится окупиться. Но Гастрофест призван вернуть людей в заведения. Жизнь продолжается. 

Хороший пример адаптации — Гастрофест.Трио в Минске, который мы решили не отменять. Мы организовали фестиваль, где 65-70% сетов уходили на доставку. Это было очень показательно, что, вот, окей, пандемия, новые правила, мы их приняли, подключили три службы доставки и постарались привезти людям домой максимальное количество сетов. А тех, кто хотел всё-таки пойти в заведения, мы мотивировали поесть на свежем воздухе, взять сет с собой. Нам кажется, это было правильно.

— Мы живём в условиях ковида уже полгода. Он до конца ещё не закончился, но ситуация в целом и будущее куда яснее, чем весной. Как думаете, что ждёт сферу общепита в Беларуси? 

— Даже во времена Великой депрессии в Америке рестораны выжили. Будет ли общепит страдать? Конечно, будет. Появятся ли новые и закроются ли старые заведения? Само собой.

Как адаптировались мы, так адаптируются и многие заведения. Наверное, только ленивый не работает с агрегаторами доставок. Большинство заведений организовывают доставку пешими курьерами в зоне 5-6 км. Изменения уже произошли. Мы уже не вернёмся на 100% к тому, что было раньше, но люди привыкли питаться вне дома. Поэтому заведения будут в порядке.
— Как вы приходили к такому числу участников, которое есть сейчас?

— У нас разные системы отбора сетов. В Минске на 20 мест приходит около 60 заявок. Мы создаём специальную комиссию, в которую входят шеф-повара, наши партнёры, лидеры мнений по теме еды. И важно для них обозначить чёткую цифру, сколько должно быть в итоге сетов, без возможности её изменить. 

В регионах история другая. Конечно, мы там берём не всех. Но, бывает, у нас появляется один-два участника с отличными сетами, которые по какой-то причине поздно подали заявку. Мы, конечно, можем сказать им жёсткое «нет». Но в этом году из-за ситуации с ковидом мы стараемся активнее поддержать заведения, и когда встаёт вопрос, добавить ли эти два ресторана с хорошими сетами, то почему бы и нет. 

— Время для инсайдов. Какие новые проекты вы готовите?

— Гастрофест скоро расширится — в этом году мы подготовили франшизу для России и Казахстана. Правда, за неделю до закрытия границ. Теперь она готовая ждёт своего времени.

Также после крафтового фестиваля мы запустим новый проект Gastrobox. Тестовый запуск уже делали, всё прошло удачно. Gastrobox — это проект доставки комплекта готовой еды. Простой, понятной, разноплановой, в том числе будут вегетарианские и веганские варианты. Заказать их можно на отдельном сайте. Проект будет работать на постоянке, а не какой-то период времени. Сначала предлагаем четыре вида коробок, но со временем добавим и другие.

Ещё у нас есть купленная франшиза Blackfood Festival из Эстонии. Это мероприятие, на котором всё − еда, одежда и прочее, — чёрного цвета. Мы съездили на фестиваль в Таллине, познакомились с организаторами, купили франшизу и хотели организовать проект у нас весной, но, к сожалению, коронавирус. Поэтому пока ждём лучших времён — возможно, сможем провести уже в следующем апреле.
Фото на обложке: проект «Интересные люди».