Современный цифровой этикет: что лучше не делать в сети

для амбиций
16 августа 20219 минут на прочтение
Злоупотребляете рабочими сообщениями в час ночи, десятиминутными «голосовухами» и иногда грешите капслоком? Тогда этот материал — для вас: изучите, чтобы не бесить своих собеседников и не проявлять диджитал-моветон.

Скажите опечаткам и ошибкам нет

Не нравится читать слова, нашпигованные ошибками? Нам, вашим коллегам, друзьям и знакомым — тоже.

Каскад опечаток и пропущенные запятые вызывают только отрицательные эмоции. Если вы допустили такое раз-два — ничего, со всеми бывает. Но если такой стиль стал привычным — собеседник может подумать, что вы его не уважаете и поэтому даже не утруждаетесь подумать над напечатанным. Ну или просто не знаете простых правил. 

Будьте внимательны. Сначала сформулируйте мысль в голове — и только потом беритесь за клавиатуру. И помните: лучше написать меньше, но лучше.

Кстати, вот здесь мы рассказали про ботов, которые сделают ваш Telegram лучше. Среди них как раз тот, что исправляет ошибки и опечатки. Пользуйтесь!

Голосовые сообщения только в экстренных случаях

Войсы — штука спорная. Далеко не все хотят тратить своё время на прослушивание ваших голосовых. Особенно, если аудиосообщение наполовину состоит из «мммм», «ээээ» и «короче». 

Если вам всё-таки нужно отправить голосовое, сначала предупредите собеседника. Затем перейдите в максимально тихое место, чтобы на записи вас было хорошо слышно. Говорите максимально чётко, не растягивайте мысли и не сыпьте словами-паразитами. 

И если ваше сообщение по хронометражу не превышает 15 секунд, подумайте — не лучше ли отправить его текстом?
Источник: pikabu.ru

Рабочим сообщениям — рабочее время

Коллега точно не обрадуется вашим сообщениям с правками к проекту в девять часов вечера. Не надо так. 

Во многих западных странах у работников в списке контактов даже нет личных телефонов коллег — просто из-за того, что там существует неприкосновенность личного времени.

У вас тоже есть такие часы, и ответы в рабочих чатах в них точно не входят. 

Если вдруг возникли сумасшедшие идеи по работе, которые вы боитесь забыть до утра, отправьте их отложенным сообщением или без звука. В Telegram это делается удерживанием пальцем иконки для отправки. Этот и другой лайфхаки по работе с мессенджером Дурова собрали здесь.

Эмодзи и смайлики — хорошо, но не всегда

В чате с друзьями или близкими коллегами — пожалуйста. В деловой же переписке, особенно с малознакомыми коллегами, лучше воздержаться.

Эмодзи, как и смайлики, могут быть неправильно расценены. За улыбающейся рожицей могут не заметить ваше недовольство, за скобочкой — сарказм. А привычка подкреплять свои высказывания эмодзи баклажана, звёздочки или танцующей девушки вовсе может сойти за ребячество или пошлость. 

Поэтому если и используете разные украшения в своих сообщениях, делайте это так, чтобы они не исказили смысл ваших слов. 

Зачем вообще нужен капслок?

Печатать всё слово или целую фразу прописными буквами можно в редких случаях.
 
Капслок актуально смотрится только на электрощитовых, табличках вход/выход, в локальных шутках и запросах о скорой или пожарной помощи. Для всего остального достаточно букв обычного размера. 
Источник: pikabu.ru

Гостинг — не круто

Если хотите остаться в хороших отношениях с собеседником, не нужно его игнорировать.

Не отвечать несколько часов на одиночное сообщение — нормально, потому что у всех могут быть свои дела. Но исчезнуть посреди разговора и вернуться через день, а то и через два — дикий моветон.

Нет времени на несколько минут диалога? Сообщите об этом на старте. Короткое сообщение в стиле «Извини, я отвечу тебе через 3 часа» — и всё станет проще.

Минимизируйте клише

«Доброго времени суток», «С уважением» и «Вы» в каждой строке должны остаться в мемах, а не реальных переписках.

«Доброго времени суток» заменяется классическим «Здравствуйте». Фраза «С уважением» вообще не несёт особой смысловой нагрузки. А постоянно писать «Вы» с большой буквы попросту странно — в строчной букве нет ничего оскорбительного. 

Не делайте ставку на клише и канцеляризмы: частенько они так и просятся в сообщения, но от них лучше отказаться в пользу человечности и живости разговора. 

Одна тема — один канал коммуникации

Начали беседовать в Telegram? Тогда не нужно внезапно перескакивать в рабочую почту и продолжать диалог там. Собеседник может не поспеть за вами, диалог оборвётся. 

Да и вам самим это может навредить: если в будущем понадобятся материалы переписки, придётся рыскать по нескольким ресурсам.

Откажитесь от текстовой канонады и переходите к сути

Хотите узнать, как дела у собеседника? Напишите «Привет, как твои дела?», а не «Привет», «Как», «Твои», «Дела», «?».

А ещё некоторые теряются, когда видят одинокое «привет». Как на него реагировать? Ждать следующих сообщений? Или сразу отвечать на привет приветом? Непонятно.

Не тратьте чужое время на пустые вводные. Пусть в вашем сообщении содержится не только приветствие, но и суть, с которой вы стучитесь к человеку. 

Та же история с риторическими сообщениями в духе «Ты тут?» или «Можно вопрос?». Если человек онлайн — он тут. А если хотите задать вопрос — смело задавайте его без расшаркиваний. Цените время друг друга. 
Источник: adme.ru

Что-то обсуждаете в чате? Отмечайте человека, к которому обращаетесь

Если в чате на 15 человек менеджер Светлана настрочит 10 сообщений программисту Михаилу, но не тегнет его, сообщения могут остаться непрочитанными. Особенно, если у Михаила отключены уведомления в чате. 

Групповые переписки — вещь гибкая, и сообщение без точного адресата может быть просто не замечено. Поэтому всегда отмечайте человека, которому направляете месседж. Так ваши мысли точно дойдут до цели. 

Ещё момент — не записывайте в общие чаты голосовые. Мало того, что информацию оттуда будет сложно найти, так вы ещё можете разозлить остальных участников чата.  

Претензии тет-а-тет > претензий в чате

Когда для решения конфликтного вопроса нужны только вы и ваш собеседник, не стоит задавать его в групповом чате. 

Да, очень может быть, что другие участники чата встанут на вашу сторону. Но так вы гарантированно заденете того, кому этот вопрос адресуется. Он обозлится или обидется, и дальнейший разговор едва ли получится конструктивным.

Не применяйте приём «мама ругает сына посреди магазина» без надобности. Помните, что рабочие вопросы всегда можно решить, а вот восстановить отношения с публично уязвлённым человеком — почти нереально.

Не стучитесь по работе в личные соцсети

Дружите с коллегой и подписаны друг на друга везде-везде? Супер! Можете перебрасываться мемами в директе, но работу сюда вносить не стоит. Пусть ваши личные соцсети станут пространством, свободным от обязательных задач. Так ни у кого не сложится ощущение, что работа дышит в затылок 24/7.

Не переходите на «ты» без спроса

Даже если вы пишете человеку, который младше вас, обращаться к нему на «ты» нельзя. Тем более, если это ваше первое общение. 

В этом случае «вы» — не отметка возраста человека, а элемент вежливости. Можно постоянно использовать эту форму (только «вы», а не «Вы»), а можно поинтересоваться у человека, комфортно ли ему перейти на «ты». И если он откажется, настаивать нельзя — это его личный выбор. 
Кстати, наши Альфачи из чат-поддержки всегда общаются уважительно, по делу и на близком вам языке. Если возник банковский вопрос или вдруг не можете разобраться в особенностях какой-то услуги — стучитесь к Альфачам в InSync, соцсетях или на сайте. Ребята круглосуточно онлайн.