Стать
Частным лицам
Программа лояльности Альфа Бонус
Переводы денежных средств
Другие продукты
— Психологическое благополучие в области финансов всегда является субъективным. Или, как сейчас принято говорить, воспринимаемым.
Субъективное — это про мое отношение.
Воспринимаемое — это значит, что сегодня для меня 100 рублей — классные деньги, завтра — какая-то ерунда, а послезавтра — ну, терпимо. Тут есть гибкая динамика, — поясняет Павел Зыгмантович.
От чего зависит ощущение: «у меня всё хорошо с финансами»? От соотношения «чего я хочу (продуктов, товаров, услуг, поездок, впечатлений)» и «что из этого я могу себе позволить».
— В психологии есть понятие относительной обделенности (relative deprivation). Это значит, что человек считает, что он заслуживает больше, чем имеет. Социологи называют это состояние «относительной бедностью».
Допустим, я живу в высотном доме, и на стоянке моя машина — самая крутая среди сотни других. Вдруг кто-то купил машину круче. Я думаю: «Ладно, моя еще тоже неплоха». Но потом появляется третий и четвертый сосед на более крутых авто… При этом моя машина по-прежнему ездит, в хорошем состоянии. Однако, внутри уже возникает ощущение, что меня обделили.
Словом, состояние относительной обделенности не зависит от конкретной суммы денег, которая есть у человека.
Важно! Мы оставим за скобками случаи, когда люди живут в бедности, в нищете. Говорим о тех, у кого примерно средний уровень дохода — по отрасли, городу, региону и т.д.
Вывод: люди склонны считать, что они беднее, чем могли бы быть. Отсюда неудовлетворенность финансовым состоянием. Именно поэтому говорят, что важно на уровне государстве удерживать небольшой индекс Джини — разрыв между самыми богатыми и самыми бедными. Чем меньше этот разрыв в вашей стране, тем проще человеку считать себя вполне обеспеченным.
— Любое состояние, которое занимает фокус нашего внимания и отводит взгляд от работы, конечно, снижает нашу эффективность и может влиять на заработок. Самое тяжелое состояние — депрессия. До сих пор ученые не разобрались, откуда она появляется и что с ней делать.
Главная черта депрессии — ослабление волевых качеств. Человек просто не может встать с кровати и что-то сделать. Это не физическая слабость, не атрофия мышц. Почему-то в таком состоянии волевая функция сильно ослаблена либо вообще выключается.
Если человек с трудом приходит на работу, медленно работает, быстро утомляется, нуждается в частом отдыхе — очевидно, что руководству компании это не понравится. Появятся проблемы с работодателями и деньгами. Не случайно считается, что ни одно другое заболевание не приносит такого урона экономике, как депрессия.
Что делать, если тяжело сосредоточиться на работе?
— Наилучший способ — заняться такой работой (если возможно), которая не требует большой сосредоточенности. Это может быть то, что:
Допустим, юристу нужно составить сложный договор, а он не может сфокусироваться на документе. Самое простое — навести порядок на рабочем месте, разобрать бумаги. Или походить по кабинетам и завизировать какие-то документы. Это, очевидно, требует меньше внимания.
Другой путь — организовать совещание, назначить встречи и т.п. Если перед нами другой человек, от него труднее отвлечься, чем от экрана компьютера. Собственно, проблема современного мира в том, что мы слишком мало участвуем в такой деятельности, которая сама по себе удерживает наше внимание. Эволюционно мы развивались для того, чтобы следить за добычей, а не искать какие-то нюансы в договорах.
Любая работа перед экраном компьютера требует фокусировки. Условно, тому же хирургу легче удерживать внимание на пациенте во время операции, чем айтишнику, который пишет код. В этом плане любая работа руками менее требовательна к психическим ресурсам человека, чем работа у экрана.
Здесь важен вопрос наших личных ориентиров. Хороший вариант — сравнивать себя нынешнего с собой вчерашним.
Допустим, я зарабатываю сейчас больше, чем раньше. Но когда-то мне было за счастье поехать на электричке на озеро Птичь, потом я стал ездить в Турцию, позже стал летать в Таиланд. Если я при этом чувствую себя хорошо, то это здорово. Но, допустим, Таиланд мне уже надоел, а на Мальдивы денег не хватает. Тогда я могу расстроиться.
Все только в нашей голове. Вы удивитесь, но есть финансовый потолок, после которого психологическое самочувствие перестает зависеть от финансов. Во второй половине прошлого века в США проводились масштабные исследования. Выяснилось, что если человек, условно, зарабатывал 50 тыс. долларов в год, а потом вышел на 70 тыс., то он начинал чувствовать себя лучше. Но уже между 70 тыс. и 100 тыс. большой разницы нет.
Это так называемые гигиенические факторы. Если человеку приходится выбирать, поесть или заплатить за квартиру, то повышение доходов улучшит его настроение. Но если такого сложного выбора нет, объем денег не сильно влияет на его состояние.
Каждый человек может столкнуться со сложными финансовыми ситуациями — например, потеря работы, болезнь, крупные непредвиденные расходы. В этот момент нас может накрыть ощущение растерянности, тревоги.
— Это как с любым кризисом: по-старому я не могу, а по-новому еще не знаю как. В этом случае всегда есть период адаптации. Он может быть разной продолжительности — в зависимости от масштабов кризиса, от ресурсов, которые есть у человека. Например, когда в 90-х годах закрывались предприятия или там не платили зарплату, то люди, которые умели что-то делать своими руками (шить, вязать или что-то такое), могли худо-бедно заработать.
Безусловно, такие ситуации заставляют человека чувствовать себя обеспокоенно. — Но нельзя от себя ожидать легкого преодоления кризиса, — комментирует эксперт.
— Наоборот, адаптационный период нужен, чтобы мы собрали информацию о своих ресурсах и возможностях, нашли выход из ситуации. Точно не стоит себя ругать, если вы потеряли работу! Это вполне нормально — побыть какое-то время в растерянности.
Кстати, чем чаще случаются кризисы, тем спокойнее люди с этим живут. Например, те предприниматели, которые начинали еще в 90-х и успели многое повидать, в среднем легче относятся к кризисам, чем молодые бизнесмены.
— Чувствуете тревожность по поводу денег? Например, выплаты долгов или кредита? Это отличная новость! Не пытайтесь справляться с эмоцией, а направьте все силы на скорейшую выплату долга, — советует Павел Зыгмантович.
— Функция тревоги — расширять фокус нашего внимания. Мы тревожимся — значит, будем искать возможности подзаработать или сэкономить, чтобы больше денег направить на погашение долга. Тревога — это энергия! Надо научиться использовать в мирных целях.
То же самое с тревогой по поводу будущего. Беспокоитесь, что вы можете потерять источник дохода, работу или что-то еще? Подумайте, какие действия помогут справиться с этими чувствами. Возможно, пора получить другую специальность, пройти какое-то обучение, создать финансовую подушку и т.п. Тревога — это топливо для позитивных изменений.