Расследование Now: как продали Эйфелеву башню

для меня
25 января 20224 минуты на прочтение
Жулик, вор, мошенник, проходимец, аферист и обманщик — такому вы руку не пожмёте, да? И уж точно сможете поймать его хитрый взгляд в толпе? Как бы не так. Герой сегодняшнего материала — Виктор Люстиг. Человек, который говорил на пяти языках, жонглировал десятками псевдонимов, обманул Аль Капоне и продал Эйфелеву башню на металлолом. Дважды. 
Про ранние годы Люстига мало что известно, кроме того, что он появился на свет в Богемии (современная Чехия) под именем Роберт Миллер. Другое дело — университетские годы, которые прошли в Сорбонне. 

В это время Виктор Люстиг откалибровал свои пять языков, заложил фундамент карточного шулера и получил шрам на лице, ставший его будущей визиткой во время розыска. Любитель пораскинуть мозгами и краплёными картами, Виктор стал настоящим воплощением литературного Остапа Бендера. 
Виктор Люстиг. Источник: medium.com
В рамках карточных мухлежей амбициям Люстига было негде развернуться, поэтому он решил попытать счастья на трансатлантическом пароходе. 

Здесь он представлялся музыкальным продюсером, приглашал участвовать в бродвейских постановках, получал за рекомендации свой процент, а потом спускался на сушу и тратил полученные обманом деньги. И таких корабельных махинаций у него было как тузов в рукаве: шулерство в покере, проигрышная беспроигрышная лотерея и фальшивые сделки. Все схемы закончились, когда началась Первая мировая война. 

Осев на время в Америке, Виктор одновременно копил поддельные купюры и аресты за мошенничество. Так прошли примерно десять лет его жизни, после которых он всё-таки решил вернуться в Европу. 

В один из дней, листая местную газету, он прочитал, что Эйфелева башня нуждается в срочном ремонте. Дело за малым: составить поддельную грамоту, назваться министром и собрать известных бизнесменов в одном месте. 
Источник: eiffeltowerguide.com
На встрече, которая прошла в дорогом отеле, он сумел убедить всех, что из-за неисправности и дорогого ремонта башню решили снести, а для этого организовали закрытый аукцион. Якобы столичная мэрия собирается разобрать и продать Эйфелеву башню, а он как раз выступает в роли того, кто выбирает подрядчика для демонтажа. 

Никто не хотел упустить шанс приобрести по приятной цене семь с половиной тонн качественной стали. И без того заинтересованные бизнесмены добровольно сложили головы в капкан, когда Люстиг провёл для них эффектную экскурсию на лимузине к предмету торга. В конце встречи каждый из них должен был лично сообщить сумму, за которую готов купить Эйфелеву башню. Все участники договорились держать происходящее в секрете, чтобы не будоражить общество громкими заявлениями.    

Сейчас история о продаже Эйфелевой башни кажется фантастической, но сто с чем-то лет назад многие парижане считали её уродством на теле города и радовались слухам о сносе. Вовремя подсуетившись, Люстиг продал право утилизации Эйфелевой башни Андре Пуассону и сбежал с его деньгами в Вену. Покупатель остался в дураках и решил не пересказывать историю полиции, что только сыграло Люстигу на руку. Спустя некоторое время аферист вернулся в Париж и снова провернул такую же схему. Однако во второй раз получилось не таким удачно — потерпевший всё-таки заявил в полицию. Люстиг был вынужден бежать в США, оставляя за собой длиннющий шлейф из грязных дел. 
Предположительно, одна из поддельных банкнот Люстига. Источник: mussaad.medium.com
В Штатах он познакомился с человеком, который не нуждается в представлении — Аль Капоне. Люстиг занял у него $50 тысяч, чтобы потом отдать удвоенную, но на деле просто положил их под процент в банк. Спустя некоторое время он снял деньги, оставил проценты себе, а долг вернул Капоне, признавшись, что ничего не вышло. Конечно, добавил, что пришлось продать все свои пожитки, чем растрогал мафиози и получил ещё $5 тысяч за честность. 

После этого он снова вернулся к хобби, которое завёл во время первой поездки в США, — к печати фальшивых денег. Каждый месяц он запускал в экономику больше $100 тысяч поддельных «президентов». Пять лет банкноты распространялись через курьеров и путали даже опытных кассиров. Правосудие шло по следу, и уже в 1935 году Виктор угодил за решётку. 
Виктор Люстиг (в центре) в окружении полиции. Источник: mussaad.medium.com
Ему «повезло» очутиться в самой известной тюрьме планеты — Алькатрас. Там он должен был провести двадцать лет, но умер от пневмонии уже в 1947 году. В котором, кстати, было указано имя Роберта Миллера. Об этом стало известно из номера газеты The New York Times, ссылающейся на брата Виктора — Эмиля Люстига. 

По поводу настоящей фамилии ещё можно спорить, а вот род деятельности в документах был указан достаточно точно — продавец. Виктор Люстиг был виртуозом своего дела. Он легко бы прикурил «Волку с Уолл-стрит» на вершине Эйфелевой башни, которую продал дважды. 
Фото обложки: bigthink.com