Отвечаем на 5 важных вопросов о курсах валют

для меня
30 июля 20205 минут на прочтение

Есть такая шутка: “За их один несчастный доллар дают всё больше наших стабильных рублей!”. Но мы с вами понимаем: чем крепче национальный “зайчик”, тем меньше его понадобится, чтобы купить любую из международных валют. Но как это работает, от чего зависят курсы в банках? Кто их устанавливает и когда за один рубль наконец-то будут давать два доллара? И как мы сами можем повлиять на курс, когда обмениваем валюту в InSync?

Саша Литвин
Любит деньги-денюжки
У экономик стран разная эффективность. Значит, их валюты в разной степени подкреплены производимыми ценностями. Если продукция не конкурентоспособна на международном рынке, то страна не зарабатывает дополнительных денег. Хорошо, если работает в ноль — тогда ей не придётся влезать в долги.

Конечно, она может напечатать сколько угодно купюр для внутреннего использования, но это будут просто фантики, а про экспорт и импорт придётся забыть. С таким же успехом можно использовать камни. А лучше вернуться к натуральному обмену — реальные ценности практически не подвержены инфляции. 

Мировой экономике, потрясённой войнами 20 века, нужен был новый эталон. Им стал американский доллар, сменивший золото. Тут можно долго спорить о заговорах теневого правительства и экономической несостоятельности “франклина”, но сейчас мы говорим только о курсах валют.

Кстати, доллар, хоть и эталон, но тоже постепенно девальвируется: за 50 лет, с января 1970 по декабрь 2019, уровень инфляции в США составил 581%. Грубо говоря, за ту же сумму полвека назад вы купили бы не одну машину, а шесть. Но это примитивный подсчёт, ведь цены и уровни доходов тоже изменились. За тот же срок средняя зарплата в США выросла с 515 долларов до 3600 долларов (2980 после уплаты налогов). Это никак не значит, что американцы стали жить лучше в шесть раз: стоимость жизни существенно выросла, как и везде.
Если кратко, то от устойчивости этого самого рубля, обеспеченности его ценностью. Пока наш BYN серьёзно зависит от курса RUR, а тот — от колебаний цены на нефть. Сырьевые экономики растут, пока их главный продукт (газ, нефть) стабилен, и стагнируют, когда он дешевеет.

На курсе нашего рубля сказывается и объём золотовалютных резервов, поступление в страну валюты извне, платежи по внешнему долгу. И это всё комплексно, завязано на качество и себестоимость товаров, эффективность бюджетной политики, инвестиционный климат. Если наш трактор хуже немецкого, или вдруг такой же, но дороже, то покупатель из другой страны проголосует своим условным юанем.

Почему развивающиеся страны борются за инвестиции? Приток капитала извне помогает создавать предприятия и рабочие места, зарабатывать, при этом не вкладывая в оборот свои собственные деньги. В будущем страна получит налоги, а инвестор — дивиденды. Экономический симбиоз. Чем меньше инвестиций и скромнее свои запасы, тем хуже чувствует себя экономика.

Как видите, за сухими цифрами “2,4 BYN за 1 USD” стоят десятки сложных и важных процессов, которые определяют эти цифры. Кстати, текущий курс совсем не означает, что BYN в 2,4 раза слабее USD. Вспомните, каким был курс до последней деноминации: больше на 4 нуля. За один доллар давали 20000 белорусских рублей. Но рубль не был во столько же раз слабее. 

Технически курс валют в Беларуси определяется на торгах валютно-фондовой биржи. По их результатам Нацбанк определяет курсы USD, EUR и RUR на следующий день. Они задают условный ориентир для всех банков страны: от него можно отклоняться, но при большой разнице клиенты предпочтут более выгодное предложение. Большинство банков устанавливает “плавающие” курсы для разных своих отделений, корректируя их в течение дня.
Утопичное решение: напряжение в системе будет расти, появится дефицит валюты, множественные курсы и чёрный рынок. Помните “менял” на рынках и вокзалах в 90-е? Это показатель неэффективной валютной политики в стране. В итоге искусственное сдерживание курсов приведёт к скачкообразной девальвации. Например, сразу 20% за месяц вместо органичного 1% в месяц в течение двух лет. В истории Беларуси были такие девальвации: в мае 2011 года рубль подешевел к доллару на 56%.

Можно искусственно отсрочить резкую девальвацию, включив печатный станок. Но это лечение гангрены обезболивающим: резать всё равно придётся, но уже больше, чем можно было раньше.
Не храните все яйца в одной корзине изначально. Эксперты советуют разделять накопления между BYN, USD и EUR. Если финансы позволяют — инвестировать в ценные бумаги. При грамотном подходе они дают бо́льшую доходность, чем разница в курсах валют. Например, сейчас одна акция Tesla стоит $1500 — на $500 больше, чем месяц назад.

Не верьте безоговорочно аналитикам, предсказывающим рост или падение: часто они строят свои прогнозы на основе уже случившейся реакции рынка, постфактум. Многие переменные нельзя предсказать заранее, поэтому они делают осторожные допущения в духе “если нефть не подешевеет до Х, а МВФ даст нам новый кредит, то нам удастся удержать инфляцию на уровне Z”. А если нет? То нет.
Если вы хотите обменять валюту по своему курсу (конечно, в пределах разумного), у Альфа-Банка есть услуга “Индивидуальный курс”. Ею можно воспользоваться прямо в InSync: в окошке перевода нажимаете “Оформить заявку на свой курс” и вносите предложение. Например, обменять 1000 USD на BYN по курсу 2.4 вместо нынешних 2.37 − выгода в 30 BYN, приятно!

Дальше выбираете, сколько времени дадите банку на решение − от 30 минут до 48 часов. Но обычно вопрос решается минут за 10-15, долго ждать не придётся. Трейдеры могут сделать вам встречное предложение с другим курсом. Если оно вас не устроит, после отказа ваша заявка вернётся на рассмотрение. Вот здесь подробная инструкция. А с любыми вопросами обращайтесь к Альфачам, они с радостью помогут.