Александр Василевич: «В триатлоне нужно быть наглым и дерзким...»

Архив
31 мая 20190 минут на прочтение

Представьте себе работу: подъем в 6 утра, затем две тренировки, перерыв на дневной сон, обед, затем вечерняя тренировка. И так шесть, а то и семь дней в неделю. Это привычный темп жизни для Александра Василевича — лучшего триатлета Беларуси. Его работа может многим показаться привлекательной и несложной. Но спортсмен рассказал, что такой образ жизни далеко не самый легкий. Мы узнали у Александра, какие опасности таит в себе триатлон, как ему удается уделять время семье и какой суперспособностью он хотел бы обладать.


Когда заканчивалась плавательная карьера Александра, как раз в тот момент ему поступило предложение пойти работать в МВД, в охрану. Для этого нужно было сдать нормативы. Бег Александра в 1,5 километра впечатлил Дмитрия Толкачева, тренера по триатлону, который присутствовал на сдаче физподготовки. Дмитрий узнал, что  раньше Александр занимался плаванием. Значит, нужно освоить только езду на велосипеде. Пару технических моментов — и новоиспеченный триатлет Александр Василевич готов побеждать.

С тех пор у спортсмена началась служба в МВД, а еще сплошная череда побед по триатлону на разных дистанциях. Сейчас Александр — подопечный Артема Буковец.

— С 2008 года я не проиграл ни на одном из чемпионов Беларуси по триатлону. Я одерживал победу на Олимпийской дистанции (1,5 км плавание, 40 км велосипед, 10 км бег — Прим. ред.), на дистанции 70.3 (1,9 км плавание, 90 км велосипед, 21,1 км бег — Прим. ред.). На первом же чемпионате Беларуси по триатлону я одержал победу. Все тогда удивились, ведь как правило пловец бегать не умеет. Лишь 1 из 10 бегает правильно.

— Насколько экстремальным видом спорта можно считать триатлон?

— Представьте, на заплыве одновременно стартует от 40 до 70 человек. Все плывут в одну точку, начинают притираться локтями. И тебе может прилично «прилететь». Или можно напороться на пятку, когда кто-то перешел с кроля на брас. Бывают и драки на воде, за что могут дисквалифицировать. Плавание — это самый опасный этап триатлона. Ты как в боксе, только на воде. Тебе кладут руку на плечо, делают гребок, следовательно, тебя уже топят. Успел воздуха набрать, потом уходишь под воду. А над тобой не меньше сорока человек плывет! Все, ты уже не можешь выбраться. В триатлоне нужно быть наглым и дерзким, иначе тебя достанут «холодным».

— Можно ли быть сильным в триатлоне в чем-то одном?

— Да, можно. Бывает такое, что в триатлон приходят с плавания. Надеются на ровную трассу, где будет немного поворотов, где основная масса велосипедистов «дотянет» их до финиша. После у них ничего не заболит и они успешно закончат гонку.

— Если я завтра решу стать триатлетом, какой будет мой типичный день?

— Все зависит от дистанции. Возьмем, например, длинную — Ironman 70.03. С семи до девяти утра по расписанию плавательная тренировка. Проплыть нужно от 4 до 6 км в зависимости от того, какой цикл: подготовительный либо восстановительный. Далее — тренажерный зал, где ты  «тягаешь» железо либо «растягиваешься», на что уходит час. Потом может быть сразу велосипед, либо ты едешь домой и отдыхаешь, а уже вечером — велосипед с бегом. Либо утром плавание с велосипедом и потом чуть пробежаться. А вечером уже основной длительный бег. Чем ближе соревнования, тем менее интенсивные тренировки и больше восстановительных работ. На этом этапе ты, как правило, больше скоростишь. Когда же идет середина подготовки к соревнованию, в основном ты делаешь объемы.

Поясним. Скоростить — значит, выходить на соревновательную скоростью, ту, с которой нужно пройти гонку. Делать объемы — вырабатывать выносливость.

— Объемы — это самые монотонные периоды. Да и тренировки на скорость тоже не очень приятные, ведь тебя просто выворачивает изнутри. Хорошо, когда ты скоростишь где-то на море, где тепло. Но бывает дождь, снег, а ты «летишь» со спуска на велосипеде… Но мы стараемся, чтобы велосипед не попадал в дождь. Летом еще терпимо — будешь просто грязным. А когда градусов 5-10, тренировки под дождем не только неприятны, но еще и опасны. Если непогода настигает тебя врасплох, тогда приходится искать ближайшую станцию электрички или остановку автобуса, звонить кому-нибудь, чтобы тебя забрали. Мыслей очень много, когда попадаешь в такие ситуации.

Спускаться с гор — тоже не самый приятный этап. Наверху температура резко падает, очень холодно, может пойти дождь. Спуск при такой погоде отвратительный. Ты весь мокрый и тебя еще и продувает насквозь. Со мной такое было на Кипре. А еще страшно, что не успеешь вернуться до темноты.

— Какие условия для вас максимально комфортные?

— Холод — первая причина, чтобы не участвовать в соревнованиях. Мне лучше всего при морском климате. Так как у меня нет особой  плавучести, мне лучше плыть в морской воде, которая подымает меня. И в гидрокостюме — это мой супервариант.

— Для вас триатлон — это работа. Как вы тогда отдыхаете?

— Провожу время с семьей или просто лежу, поскольку все очень болит. Чаще всего у меня есть только один день в неделю, чтобы восстановиться. Хорошо, когда у тебя есть возможность сходить на массаж или в баню. Это отлично убирает усталость. После таких процедур на следующий день ты как будто вообще ничего никогда не делал.

— Как семья относится к вашей загруженности?

— У меня жена военнослужащая. Она работает еще больше, чем я. В лучшем случае в 8-9 вечера возвращается домой. Вечером мне нужно еще найти время, чтобы отвести Настю, дочку мою, на плавание, а потом забрать. Стараюсь совмещать ее тренировки и мои: пока она занимается, я бегаю или плаваю. Кстати, у дочки хорошая плавучесть. Если бы мне такую, то может быть я не был бы в триатлоне.

— Триатлон не так популярен в Беларуси, как на западе. Как вы думаете почему?

— Многие просто не знают о таком виде спорта. К тому же быть триатлетом — удовольствие не из дешевых. Тренироваться в Беларуси можно только летом. Но условия здесь не такие, чтобы участвовать в престижных соревнованиях, поэтому нужно выезжать на сборы, что  стоит денег. Новый велосипед среднего уровня обойдется в 5 тысяч долларов. А хороший топовый будет стоить от 12 тысяч. Чтобы быть триатлонистом, доход должен быть тысяч 10 долларов. Это минимально. Поэтому и любителей триатлона в Беларуси мало.

— Недавно Альфа-Банк специально для триатлетов выпустил карту Triathlon, которая дает скидки в магазинах-партнерах, необходимых для спортсменов. Если учесть такие суммы, то такая карта как раз кстати.

— Да, я с ее помощью оплатил стартовый  взнос за участие в Alfa-Bank Minsk Triathlon. И дизайн у карты интересный. Она подойдет не только для триатлетов, но и для тех, кто готовится к Минскому полумарафону.

— После интервью для многих может показаться, что быть триатлетом, значит, быть супергероем. Если бы у вас была возможность приобрести суперспособность, что бы вы выбрали?

— Так было бы неинтересно (улыбается). Но если серьезно, все проблемы из-за усталости на дистанции, падения мощности и скорости. Поэтому я хочу бежать 10 км дистанции так, как бегу один километр.