Как не разориться в период распродаж. Раскусите уловки, которые заставляют нас покупать больше

для меня
20 ноября 20230 минут на прочтение
Во время распродаж можно как выгодно совершить покупки, так и спустить немало средств на ненужные вам вещи. Или поддаться на уловки не самых добросовестных продавцов и приобрести товар совсем не по сниженной цене. Какие способы манипуляций используют магазины? Наблюдениями с NOW делится психолог, магистр MBA и кризисной психологии, коуч и специалист по коммуникациям Сергей Янгибаев.

– Чувство, когда вы «урвали» лакомый кусочек, сэкономили, да еще и больше, чем кто-то из ваших знакомых, дает неимоверный прилив энергии, – рассуждает Сергей Янгибаев. – От этого люди страдают шопоголизмом. А это ничто иное, как адреналин со смесью серотонина, который после выгодной сделки быстро подсаживает на удовольствие от распродаж.

Вот какие общие методы применяют продавцы. В них нет ничего запрещенного, это, скорее способ, привлечь внимание к распродажам.

Манипуляция потребностями

Значительно усиливает эффект рекламы распродаж указание на наши потребности. Например, « эта покупка повысит самооценку, избавит от боли в животе, сделает вас более здоровым».

Дополнительный бонус

Сейчас для покупки вам даже выезжать никуда не нужно – все привезут, доставят, вместе с вами примерят и даже ненужное заберут. Чтобы усилить восприятие удачной покупки всегда можно добавить дополнительную выгоду – бесплатная доставка, упаковка, страхование и прочее. Подумайте, он вам точно будет полезен?

Броские цвета

Яркие цвета в рекламе распродаж возникают по нескольким причинам.

Во-первых, в основном используются  оттенки, которые привлекают внимание. Среди темной, серой или белой палитры торговых центров любое яркое пятно будет сильно выделяться.

Во-вторых, в основном это те цвета, которые кажутся нам аппетитными. Да, вам не показалось. Выбирают  оттенки желтого, оранжевого,  стимулирующие аппетит. Нам кажется, что перед нами действительно сочное предложение, от которого сложно отказаться.

В-третьих, цвета знаменитой черной пятницы – желтый шрифт на черном фоне – воспринимается как нечто убедительное. Четкий и структурный черный фон добавляет строгости. Желтый, который ассоциируется с солнцем, уравновешивает и добавляет мягкости. По данным Pantone Color Institute желтый с черным считается самым читаемым, именно при таком сочетании цвета мы быстрее усваиваем важную информацию. Простой пример – дорожные знаки.

Зачеркнутый ценник

Уверенная классика не только в сезон распродаж. Сразу же можно просчитать выгоду вашей покупки. Некоторые бренды даже посчитают эту выгоду за вас.

Стадный инстинкт

Все в офисе заказали, и я заказал - тот случай, когда распродажа действует только для ограниченного круга лиц. Например, дополнительная скидка сотрудникам или тем, кто прямо здесь и сейчас находится в помещении. А дальше люди просто будут наблюдать друг за другом и хотеть того же. Мода действует примерно так же. Иначе откуда у нас каждую весну множество девушек в одинаковых бежевых пальто?

Искусственный дефицит

«Только один день», «Последний шанс», «Скоро закончится» и так далее создает ощущение, что на выбор у вас не так много времени. Любое подобное ограничение запускает в теле выработку адреналина и хочется поскорее решить вопрос. Решением, конечно, может быть быстрая покупка. А дальше уже тот самый серотонин от удачи в приобретении.

Как противостоять искушению и не потратиться во время распродаж?

Если вы во время «черной пятницы» не можете вовремя остановиться и тратите больше денег, чем планировали на не так чтобы нужные вещи, вот несколько советов.

Не покупайте сразу

Дайте себе хотя бы пару минут (а лучше часов), чтобы взвесить все «за и против». Поговорите с другом, партнером, обдумайте, так ли вам нужна эта вещь. Возможно, она уже сорок пятая по счету в вашем гардеробе или не соответствует вашему образу жизни и потребностям.

Отвлекитесь

Продолжение предыдущей рекомендации. Здесь важно, чтобы вы занялись чем-то другим после того, как отложили товар в корзину. Это может быть работа, просмотр сериала, чтобы ваш мозг успел переключить внимание. Это позволит при возвращении к товару посмотреть на него под другим углом и понять, хотите ли вы эту покупку.

Создайте список покупок

Перед началом сезона распродаж здорово подойти к этому делу структурно и осознанно. Создать список вещей, которые вам нужны. Желательно отметить цену, которая сейчас действует на товар. Далее уже на распродаже ищите только то, что есть в списке, соответствует вашей потребности и реально упало в цене.

Отдохните перед шопингом

Сон, хорошая еда, отдых отлично помогают справиться с манипуляциями любого рода. Мозг, у которого есть энергия, быстрее поймет, что его обманывают. А, значит, и вам приятно, и кошелек целее.

Проверьте магазин на добросовестность

Некоторые магазины в погоне за выгодой намерено завышают цены до старта распродаж, а затем их якобы снижают. Благо некоторые маркетплейсы позволяют проверить динамику цен сразу в карточке товара. В других случая рекомендую заранее записывать стоимость нужной вам вещи.