Превратить поход в музей в свидание с самим собой. Учимся понимать искусство

be Smart
14 Июля 20207 минут на прочтение

Точно знаем, что вы хотя бы раз пытались вникнуть в искусство, но оно казалось слишком скучным и неинтересным. Возможно, вы просто неправильно подходили к вопросу! Now поговорил с Еленой Наборовской, культурологом, куратором и бывшим замдиректора галереи “Арт-Беларусь”, чтобы понять, как разобраться в искусстве, где лучше начать и нормально ли, если ты его не понимаешь. 

Полина Безуглая
Главный редактор Chrysalis Mag
Первое – выключить все убеждения.
 
Неопытный человек начинает смотреть на искусство с вопросом “Для чего это было сделано?” и “Почему это похоже/не похоже на реальность?”. Это важные вопросы, но если начинать с них, то можно быстро запутаться. 

Если стоит задача разобраться в искусстве, начните с исторического контекста произведения. Посмотрели. Увидели. Понимаем, что работа, допустим, 16 века. Включаем внутреннего школьника, который помогает вспомнить всё об этом периоде. Теперь стараемся посмотреть глазами человека другой эпохи. Когда понимаем, что эта картина сделана не для меня, а для него, сюжеты, краски и смыслы играют по-другому. Осознав контекст, можно переходить к вопросам “Для чего?” и “Как оно отражает реальность?”
Елена Наборовская. Фото из личного архива.
Нужен проводник в мир искусства, с которым можно разговаривать. Это может быть кто угодно от родственника до экскурсовода. Вместе узнаём в картинах личностей или сюжет, потом рассуждаем. Оказывается, что уже что-то такое видели. Так всё складываться в общую историю искусства.

Важно, когда мы можем узнать один сюжет в работах разных эпох. Значит, каждый передавал его, но по-своему. Почему так? Этот вопрос начинает в человеке эмоциональную тренировку. Как в зале качаем ноги, так и, общаясь с картинами, тренируем наши эмоции и мысль. После этого неожиданно для себя начинаем совершенно иначе воспринимать то, что происходит за окном.
– Не буду хитрить: бегите в Национальный художественный музей. Может показаться, что Художественный – консервативная скукота, где ничего не меняется. На самом деле нет. 

Постоянная экспозиция тут очень логичная. В новом корпусе можно сразу посмотреть религиозные вещи и получить представление о западной, русской и белорусской живописи. Те художники, которые для нас современные и классные, уже выставлены в музее. Это очень круто! Поэтому только туда.

Но надо соблюдать баланс. Например, не смотреть на иконы как на предметы культа. Музей освобождает от этого. В его стенах они – произведение искусства. Я видела случаи, как приходили священнослужители и начинали целовать иконы. Вот это достаточно странно. Но если вспомнить, что музей – это храм муз, то здесь все произведения, в некотором смысле слова, предметы культа. 

После художественного, если больше склонны к истории, можно зайти в исторический музей. Но, как и в остальных, надо понимать, зачем туда идти. Если интересно первобытное искусство и артефакты, то смотрите только на это. Не нужно бежать по всем этажам музея. Это ошибка, которую допускают все. Если задача познакомиться с искусством, то стоит тренироваться эмоционально и отдыхать. А если сильно напрягаться, то вообще ничего не получится. Лучше всего превратить поход в музей в игру или в свидание с самим собой.
– Если позволяют деньги и время, можно раз в неделю посещать музей или галерею, брать разные экспозиции и постепенно разбираться в эпохах. Каждая из них – множество культурных кодов, в которые интересно вникнуть и разгадать. У каждой эпохи, век это или десятилетие, свои задачи и приёмы. Разобравшись с историей, перед вами откроется целый мир скрытых смыслов, шуток, личных отношений.

Не знаю, уместно ли сравнение, но когда мы смотрим мультик, который в сюжете делает множество отсылок к культуре, то чем больше мы расшифруем отсылок, тем смешнее или печальнее станет шутка. И с искусством так. Например, смотришь, вроде бы натюрморт, но каждый цветок имеет своё значение − и вот перед нами уже отдельный рассказ. И чем больше ты наращиваешь свой внутренний капитал, тем тебе проще считывать смысл такого произведения. 

А если идёте в музей не одни, то можно скачать в интернете формы взаимодействия. Они бывают очень разные: от ребусов и кроссвордов до квестов и возможности просто порисовать. С ними в музее, как минимум, очень весело. 
– Брать экскурсию бывает опасно, потому что экскурсоводы попадаются разные. Одни рассказывают чересчур эмоционально, а другие очень академичны. Я бы предлагала брать аудиогиды или ту систему, которую выбрал музей. А на экскурсии надо ходить только к проверенным людям. Лично я, когда только начинала разбираться, никогда не брала экскурсии. Мне лучше самой почитать, подготовиться и воспользоваться подсказками музея.
– Мне не нравится, как цифра вошла в мой мир, но она принесла интересные проекты. Один из моих любимых – Google Arts & Culture. Там всё уже сразу разбито на темы и подтемы. Например, можно выбирать живопись по цвету, стилю или геопозиции.

Что касается репродукции и оригинала: я скажу как музейщик, что репродукции – это плохо. Особенно меня пугает, когда репродукции демонстрируют как оригинал. Точнее, просто не акцентируют на это внимание зрителей. Но за неимением других возможностей нужно пользоваться. Если мы хотим проникнуть, понять, осознать, то репродукция не сработает. Она должна быть очень умелая, чтобы объяснить всё то, что говорит оригинал. Но в состоянии, когда человек только знакомится с искусством и должен отличать Микеланджело от Да Винчи, – и репродукция хороша.
Никто не осудит, если вы не понимаете! Запомните это и друзьям передайте.  

А люди – заложники моды и социальных отношений. Они начинают как-то очень неправильно относиться к себе в этом вопросе. Я много раз слышала истории о том, что они чувствуют неловкость, когда что-то не нравится. Будто Малевичи и все остальные “ич” должны нравиться. Никто ничего не должен. Особенно в мире искусства! Будь человеком, и это уже многое. 

Не хочешь смотреть на “Чёрный квадрат” Малевича, а хочешь на “Девятый вал” Айвазовского – смотри. Всё нормально! Не нужно специально что-то понимать. Искусство даёт возможность сказать: “Я этого пока не понимаю/мне это пока не нужно”. Главное, на мой взгляд, не осуждать искусство и людей и оставлять себе шанс на знакомство с тем, что пока является чуждым.