Стать
Частным лицам
Программа лояльности Альфа Бонус
Переводы денежных средств
Другие продукты
Начинается все, как в уже отработанных схемах: мошенники звонят человеку, персональные данные которого смогли получить. Это не обязательно клиент банка! Звонок поступает по GSM-связи с белорусского номера.
Звонящий представляется работником банка и сообщает, что на имя этого человека отправляется заявка на кредит. Уточняет, санкционировал ли клиент эту заявку. Естественно, человек отвечает, что никаких заявок он не оформлял.
Далее мошенник (якобы работник банка) предлагает клиенту пройти верификацию. Человек называет свою фамилию, имя и отчество, сообщает кодовое слово.
Следующий шаг — мошенник предлагает перейти для дальнейшего общения в Telegram, чтобы не занимать телефонную линию. В Telegram клиенту предлагают включить демонстрацию экрана (там есть такая функция).
Параллельно от имени этого клиента устанавливается мобильное приложение банка — это делают сами мошенники, если такое приложение не установлено. Или просто входят в приложение, если оно установлено ранее клиентом. Также вход может быть осуществлен через Межбанковскую систему идентификации (МСИ).
Для подтверждения каких-либо операций требуется код из SMS-сообщения. Здесь мошенники действуют двумя путями:
Зайдя в приложение клиента, мошенники оформляют заявку на овердрафт, используя коды подтверждения из SMS-сообщений. Овердрафт используется потому, что это была единственная услуга, деньги по которой можно было получить день в день.
Следующий шаг, который должен сделать человек, отправивший такую заявку, — пройти видеоидентификацию. Мошенники ее, естественно, пройти не могут, поэтому звонят в контакт-центр банка, представляясь потерпевшим, и проходят идентификацию, зная его паспортные данные и кодовое слово.
Как это происходит?
Мошенник (якобы клиент банка) сообщает сотруднику контакт-центра о том, что он пытается оформить овердрафт, но не может пройти видеоидентификацию ввиду какой-то проблемы, вероятно, технической. Он говорит, что проблема может быть связана с паспортными данными, и переключает внимание сотрудника контакт-центра с проблем с видео именно на паспорт. Убеждает, что с паспортом у него все в порядке.
После этого сотрудник контакт-центра может переключить мошенника на профильное подразделение, которое занимается кредитами. Работник этого подразделения перезванивает на номер клиента, который указан в его анкете — соответственно, попадает на мошенника, поскольку включается переадресация.
Далее происходит оформление заявки на овердрафт, уже без видео — поскольку работники решили, что технический сбой стал причиной невозможности пройти идентификацию. Имея доступ к приложению клиента банка, мошенники получают доступ к счету, на который зачисляются кредитные деньги, и переводят их на контролируемые счета. Как правило, в других банках.
Схема достаточно новая, пока зарегистрированы единичные случаи такого мошенничества. Альфа Банк предпринял меры, чтобы такая схема не работала. Но, возможно, клиенты других банков пока не сталкивались с этой схемой, и всем следует быть осторожными.
Если вам кто-то звонит, представляясь работником банка или другой организации, ни при каких условиях не стоит
Если якобы работник банка предлагает совершить какую-то манипуляцию с мобильным телефоном или смартфоном (настоящий работник банка такое не предложит), можно спросить, что за банк. И ответить, что вы перезвоните в контакт-центр, чтобы уточнить информацию.