Как защититься от телефонных мошенников

be Smart
10 минут на прочтение

Беларусь накрыла волна вишинга. Клиентам разных банков всё чаще звонят злоумышленники и под разными предлогами выманивают персональные данные: от скана паспорта до кода из SMS. Саша Литвин поговорил со специалистами из Альфа-Банка, чтобы описать главные методы мошенников — и рассказать, как общаться с сотрудниками банка (в кавычках или без), если что-то пошло не так.

Саша Литвин
Журналист
Чаще всего они звонят с похожих номеров. Официальный номер техподдержки Альфы для Velcom, life:) и МТС (с кодом 29, 44, 25) — 733-33-32. Злоумышленники могут, например, менять первую или последнюю цифру, или заменить 3 на похожую 8.

Иногда они используют специальное ПО, которое подделывает номер. На экране вы увидите правильные цифры, но манера общения фальшивого оператора обязательно выдаст его, если вы будете внимательны.

Настоящие сотрудники банка действительно могут звонить и с номеров, отличных от указанных на сайте. Поэтому в первую очередь обращайте внимание на то, как общается и что спрашивает собеседник.
Говорят, что поступил запрос на вывод средств с вашего счёта. Чтобы “пресечь” эту попытку, они просят сообщить дополнительные сведения: идентификационный номер из паспорта, CVC-код с обратной стороны карты и так далее. Сотрудники банка никогда не запрашивают такую информацию: чтобы удостоверить личность, они уточняют дату рождения и кодовое слово, которое вы указали при регистрации. Этой информации оператору достаточно, чтобы идентифицировать вас и отменить подозрительную транзакцию, если на неё действительно поступил запрос.

Звонящий мошенник торопит, не позволяет подумать — тараторит и пугает безвозвратным списанием денег. Спешка, резкие формулировки и психологическое давление должно насторожить — операторы банка так не общаются. Типичные фразы: “была подозрительная операция / активность”, “нужно срочно заблокировать списание, сообщите данные”, “потом будете разбираться с банком сами” и тому подобное.
  • коды из SMS;
  • идентификационный номер, серию и номер паспорта;
  • реквизиты карты (полный номер, дата действия, CVC-код);
  • логины и пароли для доступа к личным кабинетам (у ИП могут уточнить логин).
Сразу же прервать разговор и позвонить по номерам, указанным на обратной стороне карты, рассказать о ситуации.

Позвонить на любой из этих номеров, если карты под рукой нет: (29 / 44 / 25) 733-33-32; +375(17) 229-73-43 (для держателей карточек); 198 (с мобильного); 7464 (для юрлиц и ИП).

Проверить историю операций в InSync — действительно ли были заявки на списания или кредиты, как сообщает собеседник?

Вот ссылки на настоящие приложения InSync от Альфа-Банка — Google Play и App Store.
Мошенники выдают себя , когда им задают конкретные вопросы о месте их работы или ваших банковских продуктах. При подозрении можно уточнить:
  • официальное название подразделения;
  • ФИО руководителя;
  • тип и условия обслуживания вашей карты.
Копайте вглубь и обращайте внимание на то, как собеседник реагирует на ваши вопросы. Если он теряется, злится, хамит, ошибается, прекращайте разговор и звоните в банк по указанным выше номерам телефонов.

Общие вопросы вроде “где находится главный офис банка?” задавать не стоит — эта информация общедоступна.
  • звоните по номерам, указанным выше, сообщайте о случившемся и блокируйте карты;
  • если вам позвонили с похожих или аналогичных номеров, не перезванивайте на них — наберите цифры вручную. Лучше всего — с другого мобильного или городского телефона.
Они здороваются и называют своё имя — без фамилии и названия департамента. Даже если звонящий скажет, что он из департамента финансовой безопасности, это не должно отключать вашу бдительность. Никто — даже сотрудники этого департамента — не спрашивает ваши конфиденциальные данные.
В этом случае из Альфа-Банка звонят и приглашают прийти с паспортом в одно из отделений банка в определённое время. Но никогда не запрашивают личную информацию, вроде сканов паспорта (и данных из него) и реквизитов карты.
Не ведитесь на запугивания и уговоры! Часто мошенники уже что-то знают о вас. Пусть то, что они обращаются по имени, не отключает вашу бдительность. И помните: в зоне риска - все клиенты всех банков. 

P.S. Вот пример общения с мошенником, переданный нам клиентом Альфа-Банка. Обратите внимание, как они постоянно меняют тактику: многие уже слышали про приёмы жуликов, поэтому "номер вашей карты мне не нужен", но тут же - запрос идентификационного номера из паспорта.

Будьте внимательны!