Top.Mail.Ru

Как помочь близким справиться с негативными эмоциями

be Smart
29 Августа 20206 минут на прочтение

Несколько дней назад я листала The New Yorker и задержалась на серии картинок под названием “This Is What Your Unsolicited Advice Sounds Like” (Вот как звучит твой непрошеный совет). Серия состоит из пяти иллюстраций, на каждой из которых один человек в смертельной опасности или, вообще, мёртвый, а другой заботливо даёт ему совет вроде “не загоняйся”.

Оля Гриненко
Автор новостной рассылки
Natalya Lobanova / “Постарайся найти в этом плюсы”
Картинки повеселили, но потом я подумала, что это всё очень банально, потому что кто же не знает, что простого “успокойся” недостаточно, чтобы успокоиться? Кто не знает, что если близкий человек сильно нервничает, то “не надо принимать всё близко к сердцу” не только не поможет справиться с тревогой, но и добавит к общему стрессу чувство одиночества?
Natalya Lobanova / “А ты не думала заняться йогой?”
А потом я подумала ещё и поняла, что многие действительно не знают, как поддержать человека в эмоционально сложной ситуации, потому что большинство из нас выросли в обстановке отрицания чувств: “Тут царапина, тебе не больно” или “Это всего лишь игрушка, не реви”. Именно поэтому большинству из нас необходимо учиться сопереживанию, а не довольствоваться бесчувственными и бесполезными “успокойся” и “не нервничай”. 

Представь, что твой начальник публично отчитал тебя перед толпой коллег, и ты после работы встречаешься с другом, делишься произошедшим, а друг говорит: “Слушай, надо уметь спокойно относиться к подобным вещам. Это пустяки. Давай улыбнись уже!”. Вряд ли это помогло бы тебе пережить произошедшее и сделать выводы, если только выводы о друге: “Ему не понять”.
Natalya Lobanova / “Попробуй сосредоточиться на том, что ты можешь контролировать!”
Есть замечательная книга о детском воспитании “Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили” (Фабер и Мазлиш, 1980), и в ней целая глава посвящена тому, как родители могут помочь детям справиться со своими чувствами. Самое чудесное в том, что советы из этой главы применимы не только к детям, но и ко взрослым. Можешь мне поверить — я уже провела не один эксперимент на муже, друзьях и близких, и это просто magic какой-то. Приведу отрывок из книги:

“Когда я расстроена или мне обидно, последнее, что я хочу услышать, это совет, философские излияния, психологический дискурс или другие точки зрения людей. Такой тип разговора только усугубит моё состояние, которое станет ещё хуже, чем было до этого. Жалость заставляет меня чувствовать себя несчастной, вопросы — защищаться, а больше всего меня бесит, если я слышу, что у меня нет причин чувствовать то, что я чувствую. Основная реакция на все эти отклики: “Ладно, забудь… Какой смысл продолжать?”

Но как только кто-нибудь готов по-настоящему выслушать меня, признать мою внутреннюю боль и дать мне возможность рассказать больше о том, что меня волнует, как я начинаю чувствовать себя менее расстроенной, менее озадаченной, способной справиться со своими чувствами и моей проблемой”.

Ты можешь искренне считать что-то пустяком или ерундой, ты можешь искренне раздавать советы о чудодейственных свойствах мятного чая и шоколадных конфет, но это вряд ли поможет близкому человеку почувствовать себя лучше. Магия заключается в том, что если правильно выслушать, то человек сам себе помогает справиться с эмоциями. Сам. 
Natalya Lobanova / “Старайся отправлять в мир позитивные вибрации”
А теперь к конкретным советам, потому что правильные слова сопереживания редко приходят к нам в голову естественным образом, в отличие от “успокойся”. План действий такой:
  1. Внимательно выслушать. Это значит смотреть на человека, а не в телефон, меню, телевизор, по сторонам.
  2. Встревать в рассказ о случившемся только со словами “да”, “хм”, “ничего себе” и “понятно”. Может, это звучит глупо, но так ты не перебиваешь собеседника, а перебивать в такой момент его точно не стоит, потому что именно в монологе он избавляется от отрицательных эмоций и двигается к решению своей проблемы.
  3. Назвать его чувство, например, “тебе, наверное, было больно/обидно/неприятно/страшно”.

Ещё раз повторю: когда я впервые прочитала эти советы, особенно пункт два, то подумала, что на практике это работать не будет, но я ошибалась. Считаю, что в наши неспокойные времена это очень важный навык. Не благодари.

— Привет!
— Привет, как дела?
— Слушай, сегодня такая жесть на работе была...
— Ничего себе.
— Ну, представь. У нас утром был all-staff митинг, то есть человек тридцать собралось в конфруме, и босс начал с того, что при всех отчитал меня за то, что я не успела подготовить отчёт, который он просил. Он так орал!
— Нда...
— Я вся красная сидела, и даже ничего сказать не могла. Я действительно не подготовила отчёт, но только потому, что меня завалили работой из другого отдела!
— Ничего себе!
— Я виновата, конечно, но это было ужасно. Он же мог подойти ко мне лично или вызвать меня в кабинет. Я бы всё ему объяснила. Тем более, что к вечеру я уже доделала отчёт. Я так перенервничала!
— Да уж, так себе история. Тебе, наверное, очень обидно.
— Обидно, вот именно. Думаю, завтра отнесу ему отчёт и попрошу, чтобы в следующий раз, если у него будут ко мне вопросы или критика, он делал это не при всех. Такой стресс, кошмар просто. А твои как дела?

Keep calm and carry on.

Меня зовут Оля. Я пишу новостную рассылку Expresso с 2015 года, и мне всегда есть что тебе рассказать.