В конце апреля в Минске запустился кикшеринг (шеринг электросамокатов) Eleven. Став первым таким сервисом в стране, стартап за лето изменил понимание городского пространства у тысяч людей. Сейчас дебютный сезон подходит к концу, а хайп превратился в будничную работу - значит, время задавать вопросы:)
Артём Горбатенко
Главред InSync Now, отчаянный фанат кикшеринга
Потому что за ценой стоят не только разбросанные по городу самокаты, но и работа большой команды. Мы работаем 24/7, в компании сейчас больше 40 человек - и всё это для того, чтобы давать хороший сервис. Чтобы самокаты вовремя ремонтировались, всегда были заряжены и стояли в самых популярных местах, а колл-центр помогал решать вопросы и работал постоянно. Eleven - это не просто самокаты, а целый сервис, и самокаты - лишь его небольшая часть.
Нам кажется, Eleven ездит уже целую вечность, а на деле - лишь 90 дней:) Поэтому сложно сказать прямо сейчас. И подводить итоги, тем более финансовые, ещё рано. Впереди у нас и окончание сезона, и зимовка. Плюс, мы подведём итог по самокатам в конце сезона - смогут ли они выехать на следующий сезон, какие детали для этого будут нужны. Сказать, насколько всё это выгодно, мы сможем только после следующего сезона. Но, по крайней мере, компания настроена оптимистично.
В следующем году мы бы хотели выехать пораньше - в марте. Поэтому у обслуживающего самокаты персонала будет много работы. У менеджеров тоже хватает задач… И программисты, конечно: мы часто, иногда по три раза в неделю, обновляем само приложение, и ещё чаще - бэкэнд (внутренняя, невидимая клиенту часть сервиса), уже протестировали более 50 прошивок ПО самих самокатов. И у нас много идей, как улучшаться дальше. Вопрос в том, хватит ли нам вообще межсезонья, чтобы всё решить:)
Чтобы не забыли о сервисе… Хотим сделать наш Instagram не столько про Eleven, сколько про город, его события и возможности. Идей, как сделать само приложение полезным даже в межсезонье, тоже хватает, но не уверены, что успеем внедрить уже зимой.
Скажем, что “живут” они всё же подольше:) Всё зависит от того, как за ними следить, и что значит “живёт”. Та статистика из интернета - она всё же никем не подтверждена. И действительность не такая.
Но доля правды в том, что самокат живёт в кикшеринге не так долго, как хотелось бы, существует. Xiaomi M365 - больше пользовательская модель, чем кикшеринговая, и она не готова выдерживать то отношение, которое иногда бывает. Коммерческий транспорт должен быть более надёжным, а Xiaomi - не предел мечтаний. Eleven работает над этим вопросом, тестирует много моделей, даже трёхколёсные варианты смотрели, но конкретики пока нет. Надеемся, что сможем продвинуться в этом вопросе.
Больше 500. Они в городе, но на карте вы видите меньше: часть самокатов на зарядке, часть в обслуживании (у тех, кто собирает самокаты), часть в поездках. Вы видите только готовые ехать прямо сейчас.
Пока мы ещё не обеспечили самокатами всех желающих. Банально можете посмотреть в наше приложение, там есть зона обслуживания, которая охватывает не весь город. Мы будем её расширять с добавлением самокатов. Но пока пустых мест много: люди с удовольствием катались бы по Каменной Горке, Маяковского, Притыцкого... Сейчас вот добавили проспект Дзержинского в зону. Думали, что там будет масса поездок - широкие тротуары, ровная плитка. дорожки, всё классно… Но оказалось, что много людей едут по проспекту сразу в Малиновку:)
Мы хотим предоставлять людям нормальный сервис аренды самокатов, а не зарабатывать на их нарушениях. Проблема не в людях, которые нарушают границы зоны действия - проблема в зоне действия, которой недостаточно. Это наша задача, мы это понимаем, и поэтому лояльны. Но в отдельных случаях можем себе позволить реагировать строже. Думаем, в будущем выезд за зону будет ограничен автоматикой… Впрочем, есть надежда расширить зону действия на весь город в пределах МКАД. Тогда и автоматика не понадобится.
Смысла в краже нет - только большие риски. Блок телематики в самокатах Eleven отслеживает несанкционированный доступ. Понятно, что у правонарушителей сразу возникает желание с этим блоком что-то сделать - но есть и другие датчики. Второе: мы работаем 24/7, и за самокатами постоянно кто-то следит. Если с ним происходит что-то нехорошее, то в админку сразу приходит уведомление. В городе всегда находятся наши зарядчики, способные сразу подъехать и посмотреть, что происходит. Самокат переделан под нужды шеринга: даже если его удалось украсть и спрятать, то потом нужно разбираться в тонкой электронике и зашифрованном блоке телематики.
Да, сейчас мы уже видим места в городе, куда самокаты иногда пытаются намеренно отвозить - глухие такие места. И наверняка попытаться с ними что-то сделать. Но когда мы видим, что самокаты туда попадают, то оперативно их забираем, и всё:) Думаем, в будущем на карте просто появятся такие места, где будет запрещено парковаться.
Большинство относится к самокатам бережно. Безусловно, бывают разные случаи, когда врезаются в бордюры, падают - но это явно больше случайности, чем намеренные повреждения. Пока ещё существуют такие особенности инфраструктуры, как бордюры и ямы, и с ними приходится… сосуществовать. Но, конечно, мы всем советуем ездить осторожно, а если вы пока катаетесь неуверенно, то просто ехать медленнее. Хотя бы 10-15 минут: электросамокат прост, и вскоре вы почувствуете себя намного увереннее.
Мы бы хотели, чтобы Eleven радовал не только жителей Минска. И будем стараться, чтобы это случилось в начале следующего сезона:)
Нам нравится активность Альфа-Банка на рынке и то, как он двигается. Нравится сам проект развития, участие в важных для города событиях. Поэтому мы и приняли такое решение. По количеству поездок клиентов Альфы есть безусловное увеличение, кто-то даже привязывает Альфа-карту вместо какой-то другой - карту Альфы, или специально её заводит. Повторение акции? Почему бы и нет:) Всё зависит не только от нас, но и от нашего партнёра.
Как успеть воспользоваться акцией
Что нам ещё рассказали (пересказываем):
- Надувные колёса у шеринговых самокатов - это круто. Ни один амортизатор их не заменит. Конечно, они чаще выходят из строя, а литые покрышки были бы более выгодны из-за меньшего количества ремонтов, но комфорт - это принципиальный выбор Eleven.
- Идея сделать шеринг станционным - это совсем не круто. Это убьёт саму идею шеринга! По сравнению с машинами, съедающими часть инфраструктуры парковкой в крайнем правом ряду, самокаты и велосипеды - не такая большая (во всех смыслах) проблема. Порядок нужен, но более глубоко продуманный. А велопарковок и сейчас хватает - зачем городить какие-то станции?!
- Выделенки для микротранспорта на проезжей части - это круто. Такие, как экспериментальная на Веры Хоружей. Повысятся комфорт и мобильность, будет меньше плитки, разгрузится городской поток. А автотранспорту это не так уж и сильно помешает - пример Европы доказывает.
- Самокаты Eleven оснащены дополнительной аквазащитой - и это круче, чем в оригинале. Именно такая мера позволяет им стоять под дождём много часов, но оставаться в живых (а вот со стоковыми Xiaomi M365 так лучше не делать).