Top.Mail.Ru

Как не дать себя обмануть на покупках в Чёрную пятницу

be Smart
24 Ноября 20205 минут на прочтение

Скоро 27 ноября — та самая Чёрная пятница. В этот день многие белорусы будут охотиться за скидками и распродажами в торговых центрах и онлайн-магазинах. Но найти честные и приличные скидки — дело хлопотное. Поэтому Now составил инструкцию, как не попасть на уловки маркетологов и купить нужный товар по приятной цене.

Саша Литвин
Знает, как не потратить все деньги
Какие ловушки устраивают продавцы:

1. Дают скидку от заранее завышенной цены. Скидка как бы есть, но по сути её нет. Допустим, пуховик стоил честных 300 BYN, но за пару недель до дня Х внезапно подорожал до 400. Накануне распродажи магазин делает щедрую скидку в 20% и предлагает ту же вещь за «выгодные» 320 BYN. А отдельные продавцы просто завышают цену на десятки процентов, рассчитывая, что под шумок всё разойдётся. Что делать? Искать нужные товары заранее и фиксировать их цену до дня распродаж. А в саму Чёрную пятницу смотреть, кто не обманул и действительно сделал скидку.

2. Стимулируют тратить больше, привлекая бонусом. Цель таких приёмов — убедить вас потратить больше запланированного. Три по цене двух, минус 50% на вторую пару, самая дешёвая вещь в чеке бесплатно… На первый взгляд, это выгодно, но чаще всего в профите остаётся продавец, закладывая бонусы в стоимость первых товаров. Что делать? То же, что и в первом пункте — подбирать нужные товары заранее. И покупать только то, что вам действительно необходимо. Не берите брюки, которые наденете только три раза, пусть и получите их за полцены.

3. Заманивают громкими вывесками. Не ведитесь на кричащее «Скидки до 90%!». В обувном магазине выяснится, что ботинки и туфли продают за -5% от обычной цены. Нет, 90% скидки, конечно, тоже есть, но только на носки, шнурки и домашние тапочки. Примерьте ботинки, не зря ведь зашли. Что делать? Отключите в голове реакцию на такую рекламу. Как будто её нет. Вообще.

4. Спихивают залежавшееся. Оно не обязательно плохое. Но техника может быть с устаревшими характеристиками, а одежда — неходовых размеров. Тем не менее это хороший вариант, чтобы купить, например, простую технику в офис. Так что это самый безобидный случай из всех четырёх.
Во время пандемии покупать в интернете не только удобно, но и безопасно. Советуем выбрать именно этот вариант.

Присмотрели товар на Aliexpress? Здесь можно «подсмотреть» старые ценники. Расширения для браузеров собирают статистику и показывают динамику цен на выбранные позиции: AliRadar, AliTools, Aliexpress Helper. Будьте готовы разочароваться: в прошлом году средняя реальная скидка на этом сайте не превышала 9%.

Кстати, скачивайте софт только из официальных библиотек расширений — ни в коем случае не со сторонних сайтов, выпавших в поиске. Вот интернет-магазин Google Chrome, а вот App Store.

И раз уж мы упомянули про Aliexpress, то рассказываем: у Альфа-Банка есть мани-бэк карта Aliexpress для покупок в этом сервисе. Вам возвращается 5% от стоимости товара Алибонусами — вот это уже ближе к настоящей скидке. А если вам интереснее покупать продукты в магазине дешевле, то обратите внимание на карту «Суперкупилка». Бонус — 4% от суммы покупок в магазинах «Соседи».

Если вы заранее знаете, что хотите купить, сравнивайте цены на разных сайтах и не спешите оформлять заказ: скидки держатся несколько дней, и завтра может быть выгоднее. Бывает и так, что после Чёрной пятницы магазины предлагают остатки товара по ещё более низкой цене, чем в дни распродаж.
Если вы хотите купить что-то из электроники и бытовой техники, есть смысл дождаться Киберпонедельника. Это своеобразное продолжение Чёрной пятницы, но с акцентом на гаджеты и домашнюю электронику. Магазины устраивают его в разные дни, но классический международный вариант — понедельник, следующий за последней пятницей ноября, в этом году — 30 число. В байнете киберпонедельник чаще всего устраивают в конце января.

Чтобы получить скидку, которой нет в открытом доступе, иногда бывает достаточно добавить товар в корзину и подождать пару дней. Крупные онлайн-площадки «догоняют» таких забывчивых и нерешительных клиентов, предлагая им дополнительные бонусы. Терпение вознаграждается — главное не прозевать момент.
У гигантов вроде Aliexpress, Amazon, Ebay история покупок аккаунта иногда тоже играет роль. Поэкспериментируйте, добавляя одинаковые товары в корзины с разных профилей. Алгоритмы могут предложить скидку новичку или, наоборот, ветерану шопинга.

К Чёрной пятнице активизируются и мошенники. Не переходите по сомнительным ссылкам и баннерам, сулящим космические скидки на премиальные товары. Longines никогда не продаёт свои часы с 90% скидкой за репост в соцсетях, а Louis Vuitton не разыгрывает сумки спамом в Instagram.
Не поленитесь изучить ценники на бирке. Нередко они бывают многослойные: под «скидочным» могут прятаться предыдущие варианты, способные отговорить вас от покупки.

Внимательно оцените качество товара. За скидкой может скрываться неликвид, но повреждения вы заметите только дома: доказать их происхождение при возврате может быть сложно.

Обратите внимание и на полки со скидками. Покупатели (в спешке) или сами продавцы (вполне осознанно) меняют вещи местами. Так на полке с акционными предложениями могут оказаться товары подороже, на которые нет скидок.

Если уверены в порядочности магазина, приходите к открытию. А лучше узнайте заранее, можно ли забронировать место в очереди онлайн — некоторые ритейлеры предлагают такую возможность. Но в целом стоять в толпе и пыхтеть в примерочных — так себе затея во время второй волны ковида, мы не советуем.

Берегите себя: носите маску и соблюдайте дистанцию. И помните, иногда лучшая экономия на покупке — это отсутствие самой покупки.