Застабильность
Мы — “синичная” держава, и журавли нам чужды. Эта надстройка в головах не появилась сама собой, и она как раз имеет внешнюю природу. Её сложно, но можно реформировать — есть успешные кейсы.
На исходе СССР, когда широко открылся рынок и стало проще начать своё дело, экономически Беларусь чувствовала себя куда лучше, чем соседняя Польша. Хотя та и не входила в Союз, дела в ней в 80-е и начале 90-х были куда хуже нашего. Инфляция достигала 600% в год, внешний долг вырос до 40 млрд долларов. Перемены к лучшему начались, когда власти решились на полную либерализация рынка и максимальную приватизацию.
Основные реформы пришлись на развитие малого и среднего бизнеса. Те предприниматели, которые ненавидели реформаторов в 80-х, сегодня их боготворят. Почему ненавидели? Реформы сулили боль уже сегодня, а кайф — только завтра. Но вот завтра наступило, и в нём малый и средний бизнес более чем на 60% формирует ВВП Польши. В Беларуси этот показатель равен 24,6%. В прошлом году средняя зарплата в Польше составила 1230 долларов, у нас — 450 (и была рекордной).
Ряд моих знакомых ездит на заработки в ближайшие европейские страны. Уверен, и у вас есть такие примеры. Рыба ищет, где глубже… Но мы ведь можем и свои запруды выкопать? А если вы уже начали перебирать в уме причины, по которым копать не получится - это она. Выученная беспомощность.