А кто за все это платит?
Картина может быть создана на деньги государства, продюсера или киностудии. Также режиссер может разбить копилку и использовать личные сбережения, или запустить краудфандинговый сбор. Но давайте по порядку.
1. Продюсер. Тут все просто: студийный продюсер располагает деньгами, имеющимися у студии. Независимый же продюсер занимается поиском финансирования на стороне.
Часто случается так, что исполнительными продюсерами фильмов или сериалов становятся актеры, которые там снимаются. Например, Риз Уизерспун не только играла в сериалах «Большая маленькая ложь», «И повсюду тлеют пожары» и «Утреннее шоу», но и спродюсировала эти истории.
К слову, актеры могут продюсировать не весь сериал, а лишь отдельные эпизоды. Например, если они хотят внести в серии сценарные изменения. Так Брайан Крэнстон поступил с сериалом «Во все тяжкие», а Зак Брафф — с сериалом «Клиника».
2. Государственное бюджетирование. В этой категории обычно выделяют средства на детские картины, документальные ленты и авторское кино, которое можно будет выставить на кинофестивалях.
Проекты, претендующие на донейшн от государства, должны соответствовать одной из приоритетных тем господдержки — науке страны, ее национальным достижениям, памяти об историческом прошлом и так далее. Хорошие шансы на бюджетирование есть и у картин, посвященных актуальных темам.
3. Краудфандинг. С помощью Kickstarter, Indiegogo и «Бумстартер» режиссеры реализуют свои затеи за деньги тех, кому эти затеи заходят. Естественно, бэкеры (люди, поддерживающие проект), тоже кое-что получают — от мерча и благодарностей в титрах до съемок в массовке и статуса продюсера проекта. Образцовые примеры кино, вышедших благодаря краудфандингу — «Лазерная команда» и «Кунг Фьюри».
4. Киностудии. Большие кинокомпании, вроде Marvel, подходят к выпуску фильмов через призму анализа и расчетов. Внутри своей киновселенной они придумывают фазы, запланированные на годы вперед, наращивают производство сиквелов и делают упор на ностальгию. Спонтанности здесь не место, и потенциально рискованные идеи проиграют задумкам, просеянным через сито маркетинговых исследований.
В локальных киностудиях ситуация иная. Например, компания A24 с 2012 до 2016 была дистрибьютором, и покупала уже готовые картины. А в 2016 профинансировала свой первый фильм — «Лунный свет», и трансформировалась в полноценную киностудию. Сейчас они продолжают вкладывать деньги в фильмы, в которых чувствуют «самобытность»— «Историю призрака», «Маяк», «Легенду о Зеленом рыцаре» и «Всё везде и сразу».
Предлагаемый продюсером фильм совпадает с предпочтениями киностудии? Тогда шансы на финансирование возрастают, даже если вы идете по пути режиссера Барри Дженкинса. До «Лунного света» он сделал всего одну картину за 15 тысяч долларов, но самобытность победила, и съемки фильма-триптиха были полностью покрыты А24.
5. Личные финансы. В1994 году Кевин Смит взял деньги, отложенные на колледж, выбил лимит по восьми кредиткам, продал свою коллекцию комиксов и приплюсовал к этому выплаты, полученные от страховой за утопленную машину. Все эти деньги ему понадобились на съемки фильма «Клерки»: картина обошлась ему в 27 525 долларов.
Гонораров актерам в смете не было — в картине снимались друзья и родственники Смита. А сами съемки проводились в магазине, где работал режиссер — с 22:30 до 05:30.
В итоге страдания Смита окупились: «Клерков» купила купила компания Miramax, да еще и потратила на постпродакшн картины 200 тысяч долларов. Но этого бы не случилось, не решись Кевин раздробить свою копилку.