Свет, камера и табличка с расчетами: из чего состоит бюджет фильмов?

для меня
11 ноября 20225 минут на прочтение
Параметров в смете простенькой короткометражки больше, чем частей в «Форсаже». А на составление бюджета картины можно потратить больше времени, чем на вычитку сценария.  За что нужно платить при создании фильмов, как можно сэкономить и где на все это взять деньги — пытаемся разобраться.  

Бюджет фильма. Что это вообще такое?

Это полноценный проект в виде документа, объем которого обычно переваливает за 100 страниц. Делят его на четыре части: 

1. Кинопроизводство «над строкой», или above-the-line. Сюда входят затраты на нематериальную часть кино: право на рассказ,  работу актеров, режиссера, продюсера и и сценариста;

2. Ниже черты, или below-the-line. Здесь собраны прямые производственные затраты, связанные со съемкой картины — от аренды съемочного павильона и работы оператора и до оплаты труда гримеров, костюмеров и клинеров;

3. Постпродакшен. Монтаж, озвучка, цветокоррекция, создание визуальных эффектов — все здесь;

4. Прочие расходы. Сюда добавляют все, что не влезло в предыдущие категории — от страховок каскадеров и до ланчбоксов для съемочной группы. 

Продвижение фильма в соцсетях, коллаборации с блогерами, реклама на телевидении и радио в бюджет фильма не входит — этим занимается компания-дистрибьютор. 

А кто за все это платит?

Картина может быть создана на деньги государства, продюсера или киностудии. Также режиссер может разбить копилку и использовать личные сбережения, или запустить краудфандинговый сбор. Но давайте по порядку. 

1. Продюсер. Тут все просто: студийный продюсер располагает деньгами, имеющимися у студии. Независимый же продюсер занимается поиском финансирования на стороне. 

Часто случается так, что исполнительными продюсерами фильмов или сериалов становятся актеры, которые там снимаются. Например, Риз Уизерспун не только играла в сериалах «Большая маленькая ложь», «И повсюду тлеют пожары» и «Утреннее шоу», но и спродюсировала эти истории.  

К слову, актеры могут продюсировать не весь сериал, а лишь отдельные эпизоды. Например, если они хотят внести в серии сценарные изменения. Так Брайан Крэнстон поступил с сериалом «Во все тяжкие», а Зак Брафф — с сериалом «Клиника».

2. Государственное бюджетирование. В этой категории обычно выделяют средства на детские картины, документальные ленты и авторское кино, которое можно будет выставить на кинофестивалях. 

Проекты, претендующие на донейшн от государства, должны соответствовать одной из приоритетных тем господдержки — науке страны, ее национальным достижениям, памяти об историческом прошлом и так далее. Хорошие шансы на бюджетирование есть и у картин, посвященных актуальных темам. 

3. Краудфандинг.  С помощью Kickstarter, Indiegogo и «Бумстартер» режиссеры реализуют свои затеи за деньги тех, кому эти затеи заходят. Естественно, бэкеры (люди, поддерживающие проект), тоже кое-что получают — от мерча и благодарностей в титрах до съемок в массовке и статуса продюсера проекта. Образцовые примеры кино, вышедших благодаря краудфандингу — «Лазерная команда» и «Кунг Фьюри». 

4. Киностудии. Большие кинокомпании, вроде Marvel, подходят к выпуску фильмов через призму анализа и расчетов. Внутри своей киновселенной они придумывают фазы, запланированные на годы вперед, наращивают производство сиквелов и делают упор на ностальгию. Спонтанности здесь не место, и потенциально рискованные идеи проиграют задумкам, просеянным через сито маркетинговых исследований. 

В локальных киностудиях ситуация иная. Например, компания A24 с 2012 до 2016 была дистрибьютором, и покупала уже готовые картины. А в 2016 профинансировала свой первый фильм — «Лунный свет», и трансформировалась в полноценную киностудию. Сейчас они продолжают вкладывать деньги в фильмы, в которых чувствуют «самобытность»— «Историю призрака», «Маяк», «Легенду о Зеленом рыцаре» и «Всё везде и сразу». 

Предлагаемый продюсером фильм совпадает с предпочтениями киностудии? Тогда шансы на финансирование возрастают, даже если вы идете по пути режиссера Барри Дженкинса. До «Лунного света» он сделал всего одну картину за 15 тысяч долларов, но самобытность победила, и съемки фильма-триптиха были полностью покрыты А24. 


5. Личные финансы. В1994 году Кевин Смит взял деньги, отложенные на колледж, выбил лимит по восьми кредиткам, продал свою коллекцию комиксов и приплюсовал к этому выплаты, полученные от страховой за утопленную машину. Все эти деньги ему понадобились на съемки фильма «Клерки»: картина обошлась ему в 27 525 долларов. 

Гонораров актерам в смете не было — в картине снимались друзья и родственники Смита. А сами съемки проводились в магазине, где работал режиссер — с 22:30 до 05:30. 

В итоге страдания Смита окупились: «Клерков» купила купила компания Miramax, да еще и потратила на постпродакшн картины 200 тысяч долларов. Но этого бы не случилось, не решись Кевин раздробить свою копилку. 


А можно как-то сэкономить на съемках фильма?

Кроме как использовать родственников в качестве актеров и проводить съемки в магазине, в котором ты работаешь продавцом? Да, несколько способов есть.

1. Выдать одну локацию за другую. Нью-Йорк и Сан-Франциского настолько же фактурные места для съемок, насколько и дорогие. Чтобы сэкономить, режиссеры выбирают бюджетные локации, которые можно выдать за что-то подороже. В этом плане большой любовью у киноделов пользуется Ванкувер: в кино он заменял и Нью-Йорк, и Токио, и Москву, и даже Пхеньян;

2. Снимать ночь днем. Натуралистичные ночные сцены — это сложно и дорого. Требуется мощное освещение, специальные светосильные объективы и дополнительная плата за работу ночью. Чтобы избежать этих телодвижений, ночь частенько снимают днем: изменяют цветовую температуру кадра, увеличивают контраст изображения и уменьшают его экспозицию;

3. Отказ от спецэффектов. Работа с CGI — существенная графа в бюджете любой картины. И, чтобы не потратить все деньги на зеленый экран, кинематографисты прибегают к аналоговым технологиям. Например, создают миниатюры космических кораблей вместо того, чтобы рисовать их на компьютере — привет, «Звездные войны»;

4. Экспериментируют с форматом. Режиссеру не нужно тратить миллионы на десятки актеров и локаций, если он снимает монокино. «Погребенный заживо» , «Лок» , «Коллектор» — в этих картинах всего по одному актеру и одной локации, но это не делает их скучными;

5. Снимать кино можно не только на дорогую камеру. Например, «Не в себе» Содерберга и «Мандарин» Бейкера сняты на камеры мобильных телефонов. А «Убрать из друзей»  Бекмамбетова и Габриадзе сделан с помощью скринкастинга — весь фильм демонстрируется через мониторы персонажей. 

Что в сухом остатке?

Быть богатым и здоровым лучше, чем бедным и простуженным. Так и режиссером с инвестором быть лучше, чем новичком с камерой и парой долларов в кармане.

Но если с финансами проблемами, а с идеями и позиционированием — все хорошо, можно попробовать силы на краудфандинге и в создании фильмов с помощью мобильного телефона. Вдруг вас заметит инди-студия, а критики Каннского кинофестиваля обломят для вас пальмовую ветвь?

Герман Клименко