Праздник потребления: рассказываем историю «Черной пятницы»

для меня
25 ноября 20220 минут на прочтение
«Черная пятница» — одно из главных рекламных словосочетаний ноября. Как возникло это явление, есть ли у него аналоги и когда скидки работают против вас — рассказываем здесь и сейчас.

Как появилась «Черная пятница»?


В последний четверг ноября в США отмечают день благодарения. Следующий день у большинства американцев — выходной, который люди тратят на поиск подарков к Рождеству. Традиционно это происходит в пятницу. 

Название этот праздник потребления получил в 1960-х, в Филадельфии. Тогда поток покупателей был настолько велик, что полицейским пришлось остановить движение автомобилей. Они же и окрестили этот день «черной пятницей», чтобы подчеркнуть уровень суматохи и отбить у людей желание ходить по магазинам. Как видите, не получилось. 

Зато владельцы магазинов отметили, какое количество людей хочет купить рождественские подарки в этот день. Предприниматели запустили по городу рекламу в стиле «когда закупаться на Рождество, если не после Дня благодарения?», и это сработало. Даже были попытки переименовать «черную пятницу» в «большую», чтобы подчеркнуть размер скидок, но новое название не прижилось. 

Со временем «черная пятница» покрыла все штаты США. В начале 2010-х это явление закрепилось и в Европе. Например, в Великобритании это связывают с активной рекламной кампанией Amazon, которая как раз началась в 2010-м.

Что же касается Беларуси, то первые упоминания об этом дне скидок мы смогли найти в 2014 году: тогда онлайн-магазины предлагали скидки на бытовую технику, электронику, одежду и обувь. 

«Черная пятница» — выгодная история для тех, кто продает?

По данным Национальной федерации розничной торговли США, в 2021 году 19% годового объема продаж приходилось на предрождественский период — как раз там и размещается «черная пятница».

Предпринимателям «черная пятница» позволяет решить сразу три задачи: привлечь новых клиентов с минимальными вложениями, увеличить количество заказов и товарооборота и избавиться от товарных запасов. 

Глобально доход продавцов в «черную пятницу» складывается за счет объемов реализации: часто за несколько дней продают столько, сколько не продают за целый квартал. Также в зачет идет экономия на складских затратах и на моментах, связанных с перемещением и учетом товаров. 

Популярность «черной пятницы» отражена и в цифрах: по данным Национальной федерации розничной торговли США, общие расходы покупателей за сезон распродаж 2021 года составили 886,7 млрд долларов. При этом с каждым годом американцы покупают все больше: в 2017 — 679,24 млрд долларов, в 2018 — 691,48 млрд, в 2019 — 718,64 млрд, а в 2020 — 777,35 млрд. 

«Черная пятница» будет 25 ноября? Но ведь уже была 11 ноября…

В начале ноября вы могли наткнуться на рекламу распродаж, назначенных на 11 число. В нашем регионе это называют «черной пятницей», но на деле это интерпретация Дня холостяка — китайского праздника одиночек, в который также устраивают распродажи. Например, в 2015-м на площадках Alibaba, Tmall и Taobao за первые пять минут акции наторговали на 1 миллиард долларов


По данным сервиса Picodi, чаще всего в этот день белорусы покупали электронику, косметику, предметы интерьера и доставку еды. Средний чек во время распродаж — 312 рублей, а потенциальная экономия — 153 рубля. 

А есть еще аналоги «черной пятницы»?

Загибайте пальцы:  

1. Киберпонедельник — первый понедельник после Черной пятницы, когда все закупаются онлайн. Появился из-за того, что офисные работники продолжали шопинг с рабочих компьютеров. 

2. «Паническая суббота» , или «суперсуббота»  — последняя суббота перед Рождеством, которую американцы используют как финальную возможность закупиться подарками. Естественно, скидки там тоже присутствуют. 

3. «Суббота для малого бизнеса» — акции на следующий день после «черной пятницы», которые проводят для привлечения внимания к локальному бизнесу. 

4. «Зеленый понедельник» — общее название для распродаж во второй понедельник декабря. «Зеленый», потому что шопинг происходит онлайн. Экология тут, конечно, на втором месте: атмосфере не важно, откуда возьмутся вредные вещества — из вашей машины или машины курьера, который привезет вам покупки. 

5. «День без покупок» — также происходит в пятницу после Дня благодарения. Приверженцы этого дня даром отдают ненужные вещи, устраивают некоммерческие вечеринки и устраивают различные демонстрации и акции. Например, устраивают очереди с пустыми тележками и разрезают кредитные карты. 

А как не пощупать дно кошелька в «черную пятницу» или ее аналог?

1. Приглянулся товар на полке — сравните его с такой же позицией в интернет-магазине или маркетплейсе. Возможно, там будет дешевле. 

2. Изучите ценники на бирке. Иногда продавцы играют в многослойность, и товар на «скидке» можно купить или за обычную цену, или даже дороже. 

3. Присмотритесь к качеству товара: не скрывается ли за приятной ценой неликвид? 

4. Составляйте список покупок до прихода в магазин. Придерживаетесь списка — не покупаете ненужного. 

5. Аккуратнее с бонусами. Вроде пришли за одной футболкой, но при покупке второй третью отдают со скидкой в 70%! Вроде бы и хорошо, но разве вы планировали купить три футболки? 

Иногда случается так, что уже и список покупок составили, и время на шоппинг отвели, а деньги внезапно закончились. В таких случаях вам поможет карта «100 дней» — пластик, который позволит сделать покупки сейчас, а заплатить — потом.

100 дней под 0,00001% годовых, покупки в любом магазине мира и начисление 1% на остаток собственных средств на счете. Звучит как мэтч!

Герман Клименко