Сейчас в Беларуси есть значимые галереи, в которых престижно выставиться. Они также могут участвовать в процессе оценки произведения вместе с художником:
— В галерее должны работать профессионалы, которые будут знать не только одного конкретного художника, но и остальных тоже. Там профессионалы понимают, на какой “ступеньке” находятся автор: где он учился? Какой у него опыт? Сколько он работает? Работает ли вообще сейчас? Если художник много работает, то продается ли? Если не продается, то почему? Может, он не актуален или у него очень дорогие работы. А, может, и наоборот работы очень дешевые, поэтому его не покупают. Такое тоже может быть, ведь кто-то ищет картины за определенную цену. В общем, надо надеяться на профессионализм галеристов и их знание рынка, художников, среды, в которой все они варятся.
Конечно, есть случаи, когда художник приходит в галерею, назначает свою цену, а галерея отвечает: “Мы не можем тебя продать, потому что это дорого и не для наших покупателей. Ты еще молодой автор, а ставишь такой же ценник, как у успешных художников, которые крутятся и продаются по всему миру. Давай мы снизим его и посмотрим, как ты будешь продаваться, если все окей, то повысим цену обратно”.
В остальном же ценообразованием никто в Беларуси не занимается. Даже если художник выставляется на платформе по продаже искусства, как например Artcenter.by, то цену выставляет он полностью самостоятельно. При этом подобные платформы, как и галереи, либо добавляют к стоимости работы определенный процент, который потом заберут за свою работу, либо заранее прописывают, что заберут с назначенной художником суммы, в том случае, если работа продастся.