Стать
Частным лицам
Программа лояльности Альфа Бонус
Переводы денежных средств
Другие продукты
Это Евгений Кузин, руководящий отделом маркетинга Anytime. Он согласился рассказать Now про бизнес, машины, клиентов и будущее.
#1. Максимально просто и доступно: что такое каршеринг?
По факту, это услуга кратковременной аренды автомобиля с помощью мобильного приложения. Человек получает доступ к авто 24/7: своя машина может стоять на парковке около дома или работы, а эти всегда стоят рядом. Совсем близко, или подальше - тут как повезёт (улыбается). Поминутные тарифы: это значит, что ты с точностью до секунды оплачиваешь только время пользования, ничего больше. Мойка, заправка, обслуживание, места на парковке - это всё на компании, а человеку остаётся сама суть. Передвижение.
#2 Почему каршеринг начал развиваться в Беларуси именно сейчас?
- Прототип каршеринга появился ещё в 1948 году в Швейцарии. Взрыв популярности в Европе пришёлся на 70-80-е, но это всё ещё было неудобно. Сейчас у нас есть смартфоны и они доступны почти всем. В России каршеринги работаютт с 2012 года, к нам они пришли только через 5 лет - зато уже в виде обкатанной системы. В Москве сервис появился раньше просто потому, что там дорожную ситуацию не сравнить с минской.
#3 Вы запустили в сентябре 2018-го с 55 машинами и планом в 200 до конца года, и 1000 - к концу 2021-го. Нужный темп сохраняете?
- Сейчас у Anytime 360 машин (у сервиса "Везуха" - около сотни, у West Group - порядка десяти. - прим.ред.): 310 на линии, 50 недавно доехали до Минска и готовятся, в мае-июне будет ещё партия 100 штук. В этом году цель - 500 машин на линии. По планам, в следующем году выпустим 700 или более - среди них, надеемся, будут кроссоверы и премиальные авто. Работаем с опережением графика, но это взвешенное решение, и оно выгодно для компании. За ростом спроса успеваем и даже потихоньку обгоняем.
#4. Каршеринг - горячая, модная тема. Сколько машин должно быть на дорогах РБ, чтобы эта тема стала привычной для всех реальностью и нормой?
- Говорю о нас: изначально Anytime полагал, что минский спрос можно удовлетворить тысячей. Сейчас, субъективно, этого уже мало. Если прибавить регионы… сложно сказать. Пока машин столько, что если разрешить их оставлять в областях (сейчас туда можно ездить, но заканчивать нужно в Минске - прим.ред.), они тут же распылятся по всей стране. Если говорить о всей Беларуси – то нужно порядка 10 тысяч.
#5 Минск — это 2 млн человек. Машина у каждого третьего, треть всех машин - здесь, доходы - выше всех. Трани говорит: каршеринг - для тех, кто не может купить авто или взять кредит. Не логичнее ли тогда начинать с регионов, а не со столицы?
- Развитость города играет нам на руку. Опять же, большая концентрация людей в ограниченной локации. Самая продвинутая молодёжь старается приехать сюда из регионов, учиться и/или работать. Опять же айтишники - это наша очень хорошая аудитория, по менталитету и прозападному образу мышления. Развитость банковских карточек: кстати, около 13% - клиенты Альфа-Банка, и они дают 20-25% всей нашей прибыли! Плюс технологии и тренды. Всё это накапливается в первую очередь в столице. В общем, Минск попросту самый перспективный город для старта. В планах регионы есть (улыбается).
#6 Как вы боретесь с явлением, когда у человека поминутная тарификация, и ему в таких условиях становится наплевать и на не свою машину, и на ПДД?
- Это сложно. Очень сложно. Пожалуй, понадобится намного больше времени, чтобы такое искоренить, чем на то, чтобы просто объяснить всем смысл каршеринга (смеётся). Но мы очень стараемся поменять психологию. Напоминаем людям правила рассылками, собственным сайтом, наклейками на “приборке”, видеороликами. Штрафуем: в каждой машине есть оборудование, мы видим все превышения или попытки дрифта. Во всех публикациях говорим, что делать людям, увидевших нарушителей на наших машинах.
Выбрали для Евгения первый попавшийся твит по теме. Таких много.
- Опять же, в этом случае дело не в каршеринге, а в злостных нарушителях ПДД. Если такое происходит не в первый раз - мы баним. Да, бизнес теряет свою копейку, но нам не нужны люди, так относящиеся к сервису. Каршеринг, как способ погонять, стартануть со светофора и получить адреналинчик? Ага, вроде Polo 1,6 на автомате, но кому-то хватает, и не жалко машину… Мы даже отключили рекламу на совсем молодых людей (смеётся).
#7 Сколько в среднем живёт машина, на которой столь многие постоянно долбят в отсечку со светофоров?
- Пока неизвестно: у нас все машины новые. Стартовавшие в сентябре, пока накатали по 30 с копейками тысяч км и с ними не могло случиться что-то фатальное. Polo - хорошая немецкая машина, в такси накатывает по 300 тысяч, и всё нормально.
“За все время машины Anytime наездили по дорогам Беларуси 480 000 км - это как 12 раз обогнуть Землю по экватору”.
Плюс, все автомобили постоянно на диагностике. Мы же не просто отвозим их на мойку раз в 3-5 дней, это комплексное обследование, от аптечек до повреждений по корпусу и ходовой. А ещё, наши клиенты - это наши же сотрудники контроля качества: они заинтересованы ехать в хорошем автомобиле и почти всегда сообщают о любых неполадках.
#8 Ещё о скоростях и отношении к авто. Зачем придуман тариф “Сказка”? Там ведь сразу бросается в глаза, что предельный штраф за ДТП в 3 раза меньше, чем на базовом тарифе.
- Это одно из условий тарифа. Другое условие - расширенная зона завершения поездки: Фаниполь, Колодищи… По материальной ответственности это аналог КАСКО. Важно: если человек не виноват в ДТП, или царапнул бампер о бордюр и сразу сообщил - он не платит ничего. Тариф не провоцирует гонять. Те, кто гоняет, экономят каждую копейку (“Сказка” дороже базовых тарифов - прим.ред.). На “Сказке” ДТП практически нет: это более взрослые, обдуманные люди, ценящие свою безопасность.
#9 Постоянный страх каршеровода: его обвинят в чужих грехах. Что посоветуете делать, чтобы обезопаситься?
- Лайфхак придумали наши же клиенты: после завершения поездки включить видео на телефоне, и медленно обойти вокруг машины, а потом хранить его пару дней. Если претензий за это время не поступит, то всё будет нормально. Фотографировать машину до и после - тоже неплохой вариант.
#10 Почему клиент выбирает каршеринг, а не такси, которое намного привычнее?
- Слушайте, такси - это хорошо: я сам часто его выбираю, если нужно добраться из точки А в точку Б. А вот с составными маршрутами уже появляются проблемы: нужно сгонять в офис за документами, заехать в магазин, ещё куда-то по делам… Или собраться компанией в одном месте не с помощью 5 машин такси, а забрать всех на одной машине в каршеринге. Такси и каршеринг - не конкуренты: они просто дают возможность разного решения похожих вопросов.
#11. Об идеальном будущем: каршеринг способен “убить” понятие массового личного транспорта в крупных городах?
- Ну да, почему нет? Приведу пример Москвы. На дорогах 1 каршеринговый автомобиль заменяет 10 личных - есть такая статистика: это разгружает дороги, делает город свободнее. Там везде платные парковки, за которые можно отдать состояние - каршеринг паркуется бесплатно. Это удобно, если нет своего автомобиля, или в качестве второго автомобиля в семье. Это часто выгоднее любого другого варианта.