Стать
Частным лицам
Программа лояльности Альфа Бонус
Переводы денежных средств
Другие продукты
Как я к этому пришла
Пока я была в декрете по уходу за третьим ребенком, предприятие-работодатель обанкротилось. Устроиться еще куда-то на пятидневку на полный рабочий день не было возможности: трое маленьких детей требуют много времени. Нужно что-то другое.
Пробовала фриланс: я закончила курсы UI/UX-дизайна, разрабатывала сайты. Но в последнее время на внутреннем рынке объем подобной работы для фрилансеров сократился. Тоже не вариант.
Пару лет назад я училась на менеджера по маркетплейсам: умела оформлять карточки товаров, вести личный кабинет. Этим можно было бы и ограничиться: работа удаленная, график гибкий. Но я решила шагнуть выше простого менеджера и открыть своё дело.
Маркетплейсы привлекли как возможность быстрого старта без огромных вложений. К тому же, у меня всегда получалось продавать. Как раз, когда я размышляла об этом, услышала по радио рекламу пакета услуг “Бест Селлер” от Альфа Банка. Долго не раздумывала. Я прошла курс, и уже торгую на Wildberries.
В чём трудности
Самое сложное для новичка — найти правильный товар, которым будет выгодно торговать. Есть перспективный продукт? Отлично, теперь попробуйте найти поставщиков с подходящими условиями. Это бывает непросто.
Я диверсифицировала риски, закупив принципиально разные товары.
Одни — из категории бытовых “расходников”: то, что все мы регулярно покупаем для дома. С ними я вышла на модель FBO (Fulfillment by Operator). Это схема работы, при которой товары доставляют покупателям со склада маркетплейса. Она хорошо подходит при больших оборотах, чтобы не занимать место, скажем, у себя в гараже, и не терять полдня на отправку заказов. Мои товары уезжают к клиентам со складов в Санкт-Петербурге и Туле.
Вторая категория товаров — это то, что люди покупают не так часто и при выборе в первую очередь смотрят не на цену. Они дороже, дают большую маржинальность, но и спрос на них не такой большой. Поэтому я продаю их “из дома”, по схеме FBS (Fulfillment by Seller). Это когда продавец хранит товары на своем складе, а когда поступает заказ, сам его собирает, упаковывает и передает курьеру или в пункт приема.
Точно работающий, но сложный для новичков приём — продавать сезонные товары. Сложность в том, что, во-первых, придётся сразу вложить в закупку большую сумму денег. А во-вторых, нужно успеть заранее купить товар и раскрутить карточки, чтобы в сезон быть в топе. Например, чтобы продавать новогодние украшения, нужно закупать их уже сейчас.
Выберите площадку
Учитывайте, что у каждой площадки — свои особенности вывода заработанных денег. Так, у Wildberries деньги со счета можно снимать каждый понедельник, минимальная сумма — 500 RUB. С Ozon деньги выводятся два раза в месяц, минимальный чек — эквивалент 1000 USD. Пока не заработаешь эту сумму, ничего снять нельзя.
Относитесь к маркетплейсам как к настоящему бизнесу
А как и в любом бизнесе, отдача не бывает мгновенной. Хорошо, если у кого-то в семье есть стабильный источник дохода или финансовая подушка, которая поможет продержаться какое-то время. Имейте ввиду, что первые выплаты уйдут на налоги, закупку, упаковку и т.п.
Ищите баланс между популярностью товара и конкуренцией
Со своим первым товаром я зашла в очень конкурентную нишу: на площадке было 93000 карточек с аналогичными предметами. Как новичку мне было непросто, но на этом я научилась. Когда вы один из тысяч, очень сложно отличаться и продвигаться.
Как я к этому пришел
Мне всегда хотелось попробовать что-то своё, но для начала без риска для кошелька. Поэтому я искал, чем можно заниматься, не увольняясь с основного места работы. Маркетплейсы показались идеальным форматом.
Сейчас я занимаюсь этой, по сути, второй работой, по вечерам и на выходных. Свободное время остаётся: маркетплейсы хороши тем, что ты можешь регулировать загруженность. У такого совмещения есть один минус: иногда ты вынужден решать вопросы “второй” работы, находясь на “первой”, а потом наверстывать. Ведь ты работаешь на выходных, а поставщики, как правило, нет.
В чем трудности
Для меня самым сложным было найти достаточно популярный товар по выгодной цене. Сейчас я понимаю, что на старте нельзя ограничиваться одним предметом. Нужно тестировать разные варианты: закупать небольшие партии и пробовать продавать.
Какие-то фишки вы узнаете только на практике. Например, что у мягких игрушек есть сезонность. Это мой первый товар, и когда я его покупал, не знал об этом. Оказывается, спрос на мягкие игрушки вырастает осенью-зимой, а к лету падает.
Найти поставщика с выгодными условиями тоже может быть непросто. Здесь я научился, что не стоит заранее решать за кого-то и мыслить стереотипно, вроде “Это большая компания, мой объём им будет неинтересен”. Первую партию игрушек я как раз купил у продавца, у которого, как я ошибочно думал, будет очень дорого.
Мой второй товар — бытовая химия. Закупаю ее у одного из крупнейших поставщиков в Беларуси. И тут тоже, вопреки стереотипам, получилось очень быстро заключить договор и даже получить отсрочку платежа.
Сколько денег понадобилось
Суммарно я потратил около 3000 BYN: сюда входит закупка товаров и регистрация кабинета на маркетплейсе. Рассчитываю, что нужно инвестировать еще примерно столько же, чтобы начать окупать вложения. А когда они окупятся, и доход с маркетплейсов сравняется с уровнем зарплаты на основной работе, можно будет подумать об увольнении в пользу своего дела.
Совет начинающим
Начинайте! Не бойтесь пробовать и чем-то рисковать в рамках допустимого. Даже если вы не заработаете “золотые горы”, то получите ценный опыт. Когда всё, по большому счёту, зависит от тебя, мышление перестраивается. Сейчас, когда я иду по магазину, на каждый товар смотрю через призму “можно ли в перспективе продать его на маркетплейсе?”. Это очень интересно. Я еще сам новичок, и думаю, что впереди меня ждет много ценных открытий.
*Перепечатка материалов бренд-медиа Now без активной ссылки на источник запрещена.