Стать
Частным лицам
Программа лояльности Альфа Бонус
Переводы денежных средств
Другие продукты
Для начала определимся с понятиями. Финансовая грамотность — это знания о том, как устроена сфера финансов (что такое деньги, кредиты, депозиты, фондовый рынок и т. п.).
— Финансовая грамотность сама по себе не повышает благосостояние человека. Да, это важно знать — как и то, что Солнце это звезда, вокруг которой вращается наша планета. Но не более, — комментирует психолог.
Он предлагает оперировать таким термином, как «финансовая самоэффективность» — это умение человека успешно управлять своими финансами и улучшать свое материальное благополучие. Этому детей нужно учить, и чем раньше — тем лучше.
— Обычно с младшего школьного возраста, это 6-7 лет. Дети уже понимают, что такое деньги, что на них можно купить, как это выглядит. В более раннем возрасте они еще не видят разницы между игрой и реальностью. В 5 лет начинается расхождение этих понятий, хотя у кого-то и раньше.
Дети легко узнают о деньгах, потому что постоянно слышат о них от родителей. И понимают, что деньги — это что-то важное. В то же время родителям нужно создавать ситуации, в которых деньги станут для ребенка неотъемлемой частью его жизни, говорит Павел Зыгмантович.
— Выдавать ребенку карманные деньги — какие-то небольшие суммы каждую неделю. Они ни от чего не зависят, только от благосостояния семьи и той местности, где они живут. Чтобы ребенок мог купить, например, пару жвачек, пачку чипсов и мороженое с газировкой.
Одновременно родители говорят: «Больше мы не будем покупать тебе все, что ты просишь. У тебя есть собственные деньги». И если ребенок хочет что-то подороже, родители объясняют ему, что надо отложить и добавить недостающую сумму на следующей неделе. Или не тратить сразу все деньги, которые подарила бабушка на День рождения.
Со временем эти суммы надо увеличивать — с поправкой на инфляцию и возраст ребенка. И постепенно отказываться от других покупок.
Допустим, говорим подростку, что к школе мы его подготовим, но если он хочет супермодную майку — то, пожалуйста, за свои. Этот опыт учит ребенка выбирать, на что тратить, а на что нет, а также откладывать и копить деньги на что-то важное.
То есть мы создаем ситуации, в которых дети сталкиваются с необходимостью регулировать свое финансовое поведение — отсюда возникает самоэффективность. Точно могу сказать, что у всех детей в таких условиях пропадает желание покупать все подряд.
Многие дети мечтают о достаточно дорогих гаджетах или игрушках. Как поступать в такой ситуации? — Конечно, оставлять детей наедине со своими желаниями не стоит. Так у них может возникнуть состояние безвыходности.
Мы ищем баланс, чтобы было не слишком легко, но и не слишком тяжело. Но в любом случае создаем ситуации, в которых ребенок понимает, что его финансовый ресурс ограничен. Наших желаний всегда больше, чем денег, чтобы их удовлетворить.
Финансовые знания детям, конечно, тоже нужны. Хорошо, если они получают их в процессе общения, постоянно и понемногу, считает психолог.
— Если посадить ребенка за парту и прочитать лекцию, показать учебный фильм, прочитать книжку или поставить те же мультики со смешариками — это хорошо. Но так знания не станут системными. Надо постоянно уделять этому внимание.
Дети лучше усваивают информацию, если она привязана к реальности. Это из той же серии, когда мы объясняем ребенку, как в каком случае одеваться: на День рождения к другу — один вариант, на улицу погулять — другой.
Например, ребенок услышал от родителей слово «кредит», спросил — и ему надо пояснить, что это, в каких случаях мы ими пользуемся.
Принципиально важно объяснять детям, что мы делаем. Например, я говорю своим: «Смотрите, нам пришли дивиденды по акциям». И объясняю, как это работает. Уже лет с восьми можно привлекать их к составлению бюджета: «Вот такой суммой мы располагаем, в нее надо укладываться». Не надо ничего скрывать.
Это идеальный вариант, когда ребенок постоянно слышит от родителей, как они управляют финансами. Даже если в данный момент он не заинтересуется, он уже будет знать, что существует такой важный процесс. Родители могут передавать знания и навыки только через свой опыт, на собственном примере — по-другому никак.
— Знаю, что вокруг этого вопроса существует спор, но не понимаю, почему. Уже давно проверено, что это плохая практика — давать деньги, чтобы дети хорошо учились или делали работу по дому. В случае с учебой родители фиксируют, что важны не знания, а оценки. И ребенок будет думать не о том, как что-то выучить, а как больше денег получить. Это направляет его в русло махинаций.
Я, например, своим детям объясняю, что они учатся не для меня, а ради того, чтобы в будущем выбрать себе профессию и получать доход. Даете ребенку деньги за уборку — готовьтесь к инфляции: он будет работать все хуже, а требовать все больше. Работу по дому, для своей семьи, все делают бесплатно.
— Действительно, очень важно, чтобы дети могли заработать деньги сами. К сожалению, у нас так устроено общество, что возможностей немного. И это очень серьезная забота родителей — помочь ребенку самостоятельно заработать.
Можно начинать лет с десяти. С небольших сумм, которые ребенок получит за реальную работу для реальных людей.
Недавно увидел в частном секторе объявление на столбе: «Помоем решотки от мангала. 5 рублей». Написано печатными буквами, неуверенным почерком. И эта ошибка в слове «решетки» — понятно, что писал ребенок.
То есть дети нашли проблему (все любят есть шашлыки, а мыть решетки — не очень), предложили решение и оценили его стоимость. Не знаю, отозвались ли взрослые, но пример отличный.
Конечно, если речь идет об использовании детского труда, важно учитывать законодательные ограничения. Но какие-то решения можно поискать. Я слышал от знакомой, как ее сын-подросток помог разобраться в бумажных архивах на ее предприятии. Работа несложная, оплата не очень большая. Но для парня это нормальные деньги и опыт настоящей работы.
Все эти простые, но регулярные действия подводят ребенка ко взрослой жизни, делают его финансово самоэффективным, объясняет Павел Зыгмантович. Таким людям легче управлять своими деньгами, независимо от того, какой доход они получают.
Как они строят свои отношения с финансами?
1. Берут меньше кредитов (исследователи сходятся во мнении, что уровень закредитованности человека — это показатель его финансовой неэффективности). Кредитная история есть практически у каждого человека, другое дело, сколько их и на что берутся.
2. Больше инвестируют и сберегают. Могут, например, открыть вклад, чтобы накопить на отпуск или купить что-то дорогое. И умеют находить активы, в которые можно вложить, чтобы заработать (в этом, кстати, помогает финансовая грамотность). А итог — люди живут лучше и свободнее в финансовом плане. И основы благополучия закладываются в детстве.
*Перепечатка материалов бренд-медиа Now без активной ссылки на источник запрещена.