Стать
Частным лицам
Программа лояльности Альфа Бонус
Переводы денежных средств
Другие продукты
Киберспорт − это не одна игра, а множество дисциплин, поэтому некоторые цифры могут показаться подозрительно большими. Начнём с аудитории: примерно 200 миллионов человек смотрят киберспорт хотя бы раз в месяц. В Беларуси их 250 тысяч. А еженедельно таким контентом интересуются примерно 30 тысяч человек.
Рынок киберспорта растёт чуть ли не в геометрической прогрессии − на 20-30% в год. До конца года он превысит миллиард долларов, а к 2022-му будет близок и к двум миллиардам. Больше всего денег приносят реклама, инвестиции, продажа прав на трансляции и продажа мерча.
В “Доте”, “Контре” и других экшен-дисциплинах всё предельно просто − две команды с определённым количеством игроков должны победить друг друга. На турнирах матчи идут до двух или трёх побед. Представьте, если бы в финале Лиги чемпионов требовалось выиграть не один матч, а три. Только в киберспорте длительность одной игры (их ещё называют “карты”) обычно меньше футбольного матча, хотя бывают исключения. И играются они подряд, с перерывом в 10-15 минут. Ещё и несколько таких матчей в день. Изматывающе, да.
В отличие от традиционного спорта, здесь правила устанавливают разработчики. DOTA 2 и CS:GO − детища американской компании Valve, которая может делать всё что пожелает. Первые лет пять жизни второй “Доты” разработчик только проводил ежегодный турнир с огромным призовым фондом и не трогал всё остальное. В итоге турниров стало слишком много, их престиж упал, аудитория уменьшилась и почти никто на этом не зарабатывал. В 2015 году Valve взяли в свои руки турнирную систему − и дела пошли в гору.
В этом сезоне с октября по май прошло 5 майноров (средних турниров) и 5 мейджоров (крупных турниров), за результаты на которых команды получают деньги и очки. 12 лучших получают приглашение на The International, самый главный турнир в августе. Ещё шесть пройдут через квалификации, где есть шанс у всех.
В CS:GO дела немного скучнее. Два раза в год проходят мейджоры с призовым фондом в миллион долларов и активной поддержкой Valve. Восемь лучших команд прошлого мейджора автоматически проходят на следующий. Ещё восемь отбираются на майнорах в четырёх регионах − Америка, Азия, СНГ и Европа.
В остальное время разные компании организовывают свои турниры поменьше.
Вернусь к теме денег. Вот несколько цифр: призовой фонд The International 2018 − 25,5 миллионов долларов, а в этом году будет ещё больше. Победители получают чуть меньше половины этой суммы на пятерых (но делятся и с организацией, конечно). В СНГ студия за право освещать один Major платит около 250 тысяч долларов − это слухи, но из надёжных источников. Прибавьте сюда англоязычную и китайскую студии − и уже выходит около миллиона долларов. И это только один турнир.
Хотя подождите, это ещё маленькая цифра. Blizzard, создатели Overwatch, популярной в Северной Америке дисциплины, получают 45 миллионов долларов в год за то, что все турниры по игре транслируются только на Twitch. Впечатляет?
Киберспорт ещё очень молодой, но в нём уже есть команды с историей. Например, украинская Natus Vincere (“рождённые побеждать” с латинского). Во времена первой “Доты” и до 2014 года это была одна из лучших команд мира, победитель первого The International и финалист двух следующих. Уже пять лет Na’Vi пытаются снова найти себя − и иногда у них получается, но ненадолго. Но это всё ещё один из самых узнаваемых брендов в индустрии. А недавно организация сняла эмоциональное видео о том, как команда старается стать лучше и хочет попасть на The International − посмотрите:
#VIDEO#
Большинство организаций в киберспорте можно назвать стартапами − они всё ещё не окупаются, требуют инвестиций, но имеют отличные перспективы. Например, американская Cloud9 получила 50 миллионов долларов инвестиций в октябре. У них есть 96 игроков/менеджеров/тренеров в 12 дисциплинах − и это, пожалуй, одна из самых больших киберспортивных организаций.
Игрокам нужно где-то вместе тренироваться. Маленькие организации обычно снимают коттедж на несколько недель и завозят туда оборудование − это называется буткемп. А вот крупные организации не стесняются и строят целые базы, где собирают свои составы, всех менеджеров, тренеров, психологов, поваров. Посмотрите, какая красоту сделала нидерландская Team Liquid в Калифорнии.
Крупные спонсоры уже перестали быть редкостью в киберспорте − тут вам и четырёхлетний контракт от Nike, и Mercedes, который раздаёт по машине лучшему игроку каждого турнира ESL. За их примером пошли и другие автомобильные концерны − Honda, BMW, Audi, Nissan, Kia Motors. Не проходят мимо производители энергетиков, компьютерной гарнитуры, крупные ритейлеры. Конкуренция в сфере растёт очень быстро.
У Альфа-Банка есть специальная карта для киберспортсменов - AlfaCyber. Разные дизайны, личный никнейм, донаты на белорусский кибер… Отличная вещь для тех, кто в теме:)