Деньги, партнёры и новое поколение. Настоящее белорусского киберспорта

для возможностей
15 минут на прочтение


За 15 лет белорусского киберспорта изменилось многое: появились организации, игроки начали зарабатывать, появилась федерация, пришли серьёзные партнёры. Разбираемся, что сейчас происходит с киберспортом, с Денисом Богушем, владельцем клуба “Тарантул” и председателем Белорусской федерации киберспорта (БФК).

Глеб Лепейко
Журналист
Денис Богуш
Председатель БФК, владелец "Тарантула"

О компьютерных клубах

Сейчас это большая редкость в Беларуси, хотя в странах СНГ они оживают из-за популярности киберспорта. Молодёжь разбирается в технике и хочет играть на лучшем “железе”. Я знаю три клуба, которые существуют с давних пор - Tarantul, DevilMice и V3. С последним мы дружим и сотрудничаем, стараемся всячески поддерживать.

Аудитория клубов чётко поделена. Первая категория - всё те же школьники, которые приходят на акции, чтобы поиграть бесплатно или со скидкой. Вторая - это увлечённые ребята, которые пробуют свои силы на каких-то турнирчиках. Они приходят пятёрками, чтобы учиться взаимодействовать вживую.

Третья категория - это люди, которые получают удовольствие: могут запустить любую игру на лучших настройках и насладиться её красотой. Самый очевидный пример - взрослые мужики, которые играют в World of Tanks. Таких приходит за день человек 5-6.

Как выжил Tarantul

В 2011 году мы теряли аудиторию, она вся уходила в онлайн. Мы постарались создать максимально удобные условия, чтобы ребята продолжали общаться вживую, устраивали акции. Ядро удержали, а сейчас из-за популярности киберспорта аудитория снова растёт.

Клуб - это отдельный организм, хотя и считается технической базой федерации. БФК не проводит турниров в “Тарантуле”, мы всё выносим в другие локации, только берём компьютеры и брендируем их. Внутри клуба регулярно проходят междусобойчики, причём организовать их может кто угодно - только заплати за аренду. 

В клубе бывают ребята, которые ходили сюда ещё в "нулевых". Недавно у одного серьёзного бизнесмена был день рождения, он привёл друзей, они принесли 20 пицц, 20 литров колы и зарубились в “Дотку”

Как изменился белорусский киберспорт

2019 - лучший год за все 15 лет. Причина - у нас появилась понятная модель дальнейшего развития. Сейчас каждый год работы федерации я считаю лучше предыдущего.

Компьютерные клубы в “нулевых” создали фундамент для развития киберспорта и для просто хороших знакомств сейчас. Например, недавно один из таких знакомых устанавливал нам новый кондиционер. Другой возглавляет одну очень серьёзную госорганизацию. Мы “протащили” память о тех временах в настоящее, и это идёт на пользу киберспорту.

При этом местный киберспорт меняется слабо. Конечно, мы получили профессиональные составы, зарплаты у игроков, видим прогресс в уровне подготовки, но есть вопросы по успешному выходу на международную арену. Одна из причин - вакуум между профессиональными игроками, которым сегодня под 30, и молодёжью, которой около 16 лет. Нам нужно познакомить этих ребят с серьёзным киберспортом. 

Nemiga Gaming недавно распустила молодёжный состав, потому что он по возрасту почти догнал основной. Теперь менеджмент ищет новых ребят 16-20 лет. Федерация работает над запуском инновационных классов на базе учреждений образования. Уже есть методичка, киберспорт официально внесли в список дополнительного образования. Там будет и теория, и практика на ПК, на консолях, даже в VR.

Мы плотно работаем с федерацией автоспорта. Скорее всего, отправим на чемпионат мира по автоспорту в Риме виртуального пилота в составе белорусской сборной. Соревноваться будет в Grand Tourismo.

Аналогичная тема с Чемпионатом Европы по футболу 2020, тут мы сотрудничаем с АБФФ. Проведём отборочные по PES и “пад белымi крыламi” отправим на турнир киберфутболиста. 

О том, будет ли ещё один турнир на “Минск-Арене”

Турнир на “Минск-Арене” в 2016 году - на тот момент самое крутое и крупное событие для  киберспорта во всём СНГ, не только в Беларуси. Конечно, мы хотим повторить успех, но это не так просто. Есть крупные турнирные операторы: ESL, PGL, Starladder. Когда появится расписание турниров хотя бы на полгода вперёд, они посмотрят, где можно что-то устроить, а мы будем активно предлагать себя как принимающую сторону.

О дружбе и соперничестве в белорусском киберспорте

Коммьюнити расширяется, особенно хороший толчок дала серия турниров “Битва городов”. В регионах хорошо если 30% аудитории знало о федерации. И это круто, это огромный потенциал. Мы хотим вылезти из Минска и найти голодных до побед молодых ребят из регионов. Они другие, у них иное воспитание, они трудолюбивые.  

Все киберспортивные управленцы в Беларуси довольно амбициозные. Они одни из первых, кто привлёк внимание партнёров и их деньги. Конечно, это их заслуга, но тут важно не короновать самого себя. Геймерское коммьюнити довольно токсичное, это не секрет. Менеджмент не такой, но не было ещё ни одного собрания, где мы бы нормально поговорили. Мы хотим инициировать в конце года совместную пресс-конференцию, где ответим журналистам на все удобные и неудобные вопросы. Но сначала нужно будет собрать всех управленцев за круглым столом и поговорить.

О том, как находят партнёров

С белорусскими компаниями договариваться тяжело, на контакт они идут осторожно. Международные компании - очень легко. Проще всего нам было договориться с "Альфа-банком", причём не мы к ним пришли, а они сами связались с нами. Конечно, к таким компаниям у нас особое отношение. Я познакомился со структурой банка, узнал много нового. 

У нас хватает кейсов, есть что показать потенциальным партнёрам. Иногда даём фото из "нулевых", так легко увидеть прогресс за 15 лет. Мы уже набрали восемь партнёров и пока не ищем новых. Нужно ведь каждому уделить внимание, всех показать на трансляции и так далее.  

Ещё классный пример - спортивный бренд Joma. Тут тоже компания сама на нас вышла. Человек из белорусского представительства в своё время увлекался играми и киберспортом, поэтому понимает потенциал сферы. Он поговорил с боссами - и те пригласили меня на встречу в Испании. Мы собрались на новом стадионе “Атлетико Мадрид” на матче с “Челси”. Вокруг директоры футбольных клубов, крупных компаний. Смотрим футбол, заключаем договорённости, подписываем бумаги, пожимаем руки и расходимся.

Что ждёт нас впереди

Сейчас для меня самое главное - это заполнить вакуум и поднять перспективную молодёжь. В следующем году постараемся открыть инновационные классы по всей стране, туда будут выезжать практики, мы займёмся поиском сильнейших спортсменов, начнём переводить их в спортивные клубы. Появится платформа со статистикой всех начинающих киберспортсменов. 

Ко всему этому прибавятся летние киберспортивные лагеря, где программа будет похожа на классические спортивные. Я же сам со спортивным бэкграундом, знаю инструменты и хочу попробовать их для киберспорта. Для нормального результата в любом случае нужна хорошая физическая форма.

AlfaCyber - один из промежуточных итогов длинного пути белорусского киберспорта. Топовая карта специально для сообщества создана Альфа-Банком и БФК: 4 уникальных дизайна, личный никнейм прямо на “пластике”, донаты, классные партнёры, интересные ивенты - и заказ в пару кликов.

#дайдорогукиберспорту!