«Мы панк-предприниматели». Лучшие моменты новой «Бизнес-Хватки»

для возможностей
09 октября 20204 минуты на прочтение
В новом выпуске «Бизнес-Хватки» встретились Михаил Быченок, основатель и владелец группы компаний Mediacube, и Сергей Вайнилович, сооснователь и руководитель онлайн-гипермаркета 21vek.by. Now выбрал пять классных диалогов из всего 40-минутного разговора, а вы посмотрите видео полностью. Подробный таймлайн есть в описании к ролику.
Партнёрская сеть Mediacube полностью покрывает все потребности блогеров, музыкантов и знаменитостей, ведущих каналы на YouTube. Компания входит в топ-3 в СНГ и топ-20 в мире среди компаний-партнёров видеохостинга. Mediacube работает с блогерами в более чем 60 странах. Онлайн-гипермаркет 21vek.by — крупнейший игрок e-commerce в Беларуси, который занимает 20–25% рынка онлайн-ритейла.

О деньгах, которые были не нужны (7:05 − 11:15)

Предложение об инвестициях от «Зубр Капитала» Михаил Быченок получил уже в первый год жизни Mediacube. Сначала он отказался («Деньги были не нужны, нужно было время»), но вернулся к теме через три года. Ему понадобились деньги, чтобы инвестировать в IT.

Б: И через три года, когда мы уже начали делать стабильные миллионные выручки в месяц,  нам понадобились деньги, чтобы инвестировать их в IT, в создание продуктов. Тогда я понял, что хотя бы надо пообщаться, чтобы понимать текущую оценку, сколько это сегодня стоит. Именно поэтому я завёл этот разговор. [...]

В: Подожди, в банке тебе деньги не давали? Не верили тебе?

Б: Мне не нужны были деньги.

В: Но потом, когда понадобились, ты же мог их взять в банке, это же дешевле. Это же и сам «Зубр Капитал», и Витя [Виктор Прокопеня] это отлично знают, что деньги инвесторов, особенно фонда прямых инвестиций — самые дорогие деньги. Зачем ты взял самые дорогие деньги? Плохо считаешь?

Б: Я как собственник согласился на это, потому что я нашёл экспертизу, которую мы хотели получить от «Зубра». Первое — это юридическая экспертиза, поскольку мы такие панки-предприниматели, которые сначала делают, а потом разбираются, что у них в документах. [...] Нам необходимо было выстроить хорошую юридическую структуру.

В: А просто к юристам ходил за такой консультацией? За деньгами отдельно не сходил, за юристами отдельно не сходил. Просто что само приплыло, то и взял?

Б: За деньгами не ходил, к юристам не ходил. Понимаешь, я сам себе собственник, сам себе директор. Мне нравится, когда в компании присутствуют, сейчас, например, есть совет директоров, бюджет на год, P&L (отчёт о доходах и расходах). Такие слова я в принципе узнал только с приходом «Зубров».

Об огромных амбициях Mediacube (2:00 − 4:00)

Б: У нас увеличились просмотры на 30%, но CPM (стоимость за тысячу показов) упали на 35%, в итоге мы остались при своих. 

В: Как ты оцениваешь результат вашей компании в новых условиях?

Б: Мы всегда росли. А с пандемией мы увидели рост +30% к органическому росту и +50% к нашему портфолио. Всего наши партнёры делают около 5 миллиардов просмотров в месяц, и это в три раза больше, чем в прошлом году. То есть у нас всё хорошо, по нам пандемия почти никак не ударила.

В: Какая у вас самая главная цель в компании?

Б: Это рост, безусловно. Если выбрать один показатель, то по просмотрам. Если сейчас 5 миллиардов, то мы бы хотели делать 50. И достичь это за три года.

О масштабе e-commerce, который слишком мал в Беларуси (13:35 − 15:20)

В: У онлайн-ритейла (e-commerce) 5,5% от всего ритейла по итогам 2019 года. 

Б: И сколько из них твои? Если взять их за 100%.

В: Порядка 20-25% от всего рынка электронной торговли. И мы считаем, что эти 5% от всего рынка ритейл — это просто дно. Например, в Польше и Чехии это 8-9% и продолжает расти, есть страны, где 15-16%. Нам ниже уже некуда.

Б: У тебя есть два показателя роста: рост онлайн-ритейла по сравнению с классическом ритейлом и твоя доля в онлайн-ритейле. Что быстрее драйвит 21vek?

В: Мы до определённого момента в онлайне росли. Три-четыре года назад наша доля была 15-20%. Сейчас 20-25% и дальше она не растёт. Но увеличивается доля онлайн-ритейла, мы ожидаем за несколько лет, что она станет 8-9%, а для нас это будет означать почти двукратный рост.

Почему вашему бренду (не) нужен Youtube-канал (25:50 − 27:15)

Б: Это контент-маркетинг. Это очень сложный вид маркетинга, и я советую компаниям 20 раз подумать, надо ли туда идти. Более того, я бы даже не рекомендовал компании, если она не работает плотно с контентом. Вот ритейлеров посмотреть мировых, Walmart и прочие гиганты, ни у кого нет нормального Youtube-канала. У них 80 тысяч подписчиков, по 200-300 просмотров на видео, хотя они регулярно делают контент. Что вы делаете? Зачем?

Кому бы я рекомендовал: если вы бренд, который очень по духу близок к Youtube. Если ваш портрет покупателя в большинстве на платформе — молодёжь, например. Если вы достаточно дерзкие, у вас есть команда, которая может регулярно производить недорогой контент, тогда есть смысл делать свой канал и обязательно измерять эффективность. Просто канал для ачивки — это не бизнесовый подход. 

О конкурентах, которых нет (38:00 − 39:00)

Б: Ты говоришь, что в онлайне у вас нет крупных конкурентов. Твои конкуренты в курсе этого?

В: Их же нет, конечно же, они не в курсе, как они могут об этом знать (смеётся).

Б: Ты говоришь, что у тебя 20-25% онлайн-ритейла. Кто второй?

В: Aliexpress. Он ниже по трансграничным транзакциям с Беларусью, чем мы. Если среди белорусских, то Е-доставка, потом «Пятый элемент». Хотя второй, если по посетителям, будет Wildberries, но это не белорусский проект, хоть и присутствует здесь. Он где-то ближе к Aliexpress. Но по обороту они примерно равны.

«Бизнес-Хватка» — это шоу, в котором самые успешные бизнесмены Беларуси из разных отраслей делятся своим опытом и подходами к ведению бизнеса. Это разговор о принципах успеха и конкретных методах достижения поставленных целей в бизнесе, творчестве, отношениях и личностном росте. 

Прошлые выпуски:

Сервис, стресс и деньги: делимся новой "Бизнес-Хваткой"!

“Хинкальня” против KFC: это новая “Бизнес-Хватка”!

Дизайнерский баттл. Вышла "Бизнес-Хватка" №3!

10 цитат с дебютной “Бизнес-Хватки”