Top.Mail.Ru

Homo предприниматель – человек предпринимающий

be Brave
04 Октября 20229 минут на прочтение
Продолжаем разбивать мифы о (не)женском деле и общаемся с создательницей бренда kashulya.by, которая построила личный бизнес на аутсорсинге за 300 долларов. 

Лена Чурсинова

Рождённая творить

В свои 26 лет Лиза Покало уже пять лет занимается предпринимательской деятельностью, управляет интернет-шоурумом и мечтает открыть производственный цех. По специальности она магистр экономики и управления в рекламной деятельности. Можно сказать, частичная реализованность в профессии случилась. 

«Понимание, что мой бизнес не обязательно будет глобальным, но это точно не будет работа в офисе, пришло ещё в детстве, когда наблюдала, как родители ведут своё дело по перепродаже. Именно это меня и мотивировало».

Выбор направления для бизнеса не был романтичным: нет на рынке той одежды, которую хотелось бы носить, поэтому Лиза решила шить сама. Швейное дело она выбрала, подойдя к вопросу практично и поразмыслив. Девушка всегда следила за популярными брендами и модными тенденциями, а душой хотела быть создателем и творцом.

«Производство – это страшно, но мне нравится. Бывают моменты, когда хочется всё бросить, но упрямство – путь к цели».

На старт, внимание… деньги

Подработки в студенческое время приносили деньги, которых хватало только на новую помаду, поэтому первоначальные инвестиции представляли собой деньги, скопленные на обедах в универе и помощь от родителей. Лиза сразу решила, что рискованно организовывать компанию, полностью оплаченную родственниками.

«Если бы мне в 20 лет дали десять тысяч долларов, я бы их спустила, разочаровалась в себе и в мире и пошла работать маркетологом в офис».

Триста долларов хватило, чтобы сделать пять сарафанов и завести инстаграм-страницу. Первый экземпляр ушёл с наценкой около 50%. Выручка получилась небольшая, деньги не легли в карман, а двинулись дальше в оборот, но счастью не было предела. От первого проданного сарафана до масштабного производства прошло около трёх лет. Тогда предпринимательница и вышла на значительный доход.

Инстаграм – основная маркетинговая площадка бренда, которая приводит 95% клиентов, сайт же выступает платёжным помощником. И это не просто страница-визитка, а полноценный интернет-магазин с подключёнными платёжными системами, где есть даже American Express. Кстати, Лиза сделала сайт самостоятельно, обучаясь в магистратуре. Единственные затраты – это 24 рубля в год за доменное имя и 25 рублей в месяц на оплату хостинга.

На ошибках учатся или внимание к деталям

Только два года назад Лизе пришло понимание того, как должен выглядеть хороший старт для бизнеса. А тогда, в начале пути, никто не считал, сколько денег можно заработать с одной единицы товара и из чего складывается себестоимость. Лиза никогда не посещала тренинги по развитию и бизнес-форумы, практика – её лучший помощник.
 
«За эти годы были моменты, когда хотелось всё бросить. Я и сейчас не на каком-то суперкрутом уровне, но уже занимаюсь этим серьёзно и с холодной головой».

Конечно, без фейлов не обошлось. Один раз куртки из бархатной ткани оказались пошиты изнаночной стороной наружу – все изделия ушли в брак. Сейчас Лиза контролирует каждую деталь заказа, даже если это совершенно очевидно. Когда теряешь много денег, сил и слёз, то больше не хочешь допускать ошибки. Поэтому собственный опыт, а особенно неудачный – лучший тренер в бизнесе.

Брак в производстве – незапланированные траты, которые случаются на любом производство. Здесь нужно успокоиться и понять, что это норма. Иногда материал приходит с изъяном, иногда игла петляет или кто-то возьмётся за ткань масляными руками. Лиза признаётся, что обычно брака две-три единицы, но это до сих пор сильно её расстраивает. Если в начале пути бренд не закладывал в свои расходы позицию «брак», то сейчас она составляет 10% процентов.

Как «девушка в бизнесе», Лиза не сталкивалась с высокомерием в свою сторону. Больше замечала дискриминацию по возрасту. Неприятно, когда с тобой общаются как с ребёнком, хотя ты регулярно подтверждаешь свою компетентность в работе.

«В основном швейный бизнес – это женская территория. Поэтому с буллингом, что я девушка-руководитель не сталкивалась. А вот другой вопрос – мой возраст. Если тебе не сорок, то к этому могут относиться предвзято».


Люди – главный ресурс

Процесс выглядит так: Лиза представляет идею конструктору, он делает эскиз, затем выкройка передаётся в экспериментальный цех, там отшивается пробная единица, после чего модель запускается в производство. За производством одной майки стоит минимум десять человек.

На сегодняшний день на рынке большой дефицит швей. Лиза признаётся, что она не швея и ничего в жизни не пошила, но, если цеху показать, что ты не знаешь и не разбираешься, то могут сделать «на отстань». Каждый должен заниматься своим делом. Хорошо организовать работу – это тоже труд.

«У меня с собой не ассоциируется слово бизневумен, я скорее предприниматель. Помню, когда на начальных этапах расстраивалась из-за неудач. Тогда папа сказал мне: предприниматель – это человек, который предпринимает действия. В этом и есть моя задача – решать вопросы. Даже если что-то не получается, понимаешь, что это нормально, а главное временно». 

В планах у бренда открыть полноценный бутик с экспериментальным цехом, где создаются мини-партии и можно проверить в работе сложные ткани. По мнению Лизы, одного бутика достаточно для Беларуси, если хорошо развивать интернет-маркетинг. 

Не смотреть по сторонам

Главное правило хорошей идеи – не следить за белорусскими дизайнерами, а в идеале даже не смотреть на бренды СНГ. В магазинах Лиза включает потребителя и выключает профессионала. Причина в том, что на подсознании образы всё равно отпечатываются.

«Если ты не носишь свои вещи как создатель, то даже не знаешь, как её сфотографировать и представить аудитории. Когда шьёшь под свой стиль, то и продажи идут легко».

Девушка обязательно носит свои изделия, чтобы опытным путём выяснить, как они проявляют себя в реальной жизни. Каждая новая модель, особенно перед запуском, проходит тест где-то месяц, стирается по три раза и специально гладится при высокой температуре.


В 2020 году состоялся первый крупный заказ бренда в виде мерча для IT-компании. Опыт с оптовыми продажами брендированных вещей длился полтора года. Бизнес построен на аутсорсинге, поэтому география обширна: основные продажи – Минск, пошив – Гродно, поставки – Брест, а доставка – весь мир. За границей тоже больше всего покупают белорусы, поэтому часто вещи отправляются в Грузию и Польшу.

«Я беру в безвозмездное пользование Альфа Кассу, и удобно, что есть только абонентская плата. Считаю, это выгоднее покупки комплекта полностью. Радует и приложение для бизнеса: хватает только телефона, чтобы выполнить платежи. Я, как ценитель времени, ставлю жирный плюс функциональности. 

Я не люблю что-то искать, сравнивать и беспокоится, что где-то на два рубля дешевле, что-то дороже, поэтому отмечу ещё и поддержку банка, которая быстро реагировала на мои вопросы. В бизнесе всегда нужно адаптироваться к меняющейся реальности, а будущее – за простыми решениями и аутсорсингом».