Стать
Частным лицам
Программа лояльности Альфа Бонус
Переводы денежных средств
Другие продукты
— Давайте разберемся с терминами, которые используются в психологии. Когда мы в быту говорим о самооценке, чаще всего речь идет о я-концепции. Это представление человека о себе, своих качествах, чертах характера (сильный, храбрый, хрупкий, прочный, жадный, добрый и т. д.).
При этом в науке самооценка — это соотнесение себя с социумом, то есть насколько я востребован в социуме, насколько я хорош как часть коллектива (это то, что называют еще теорией социометра). Это не значит, что у меня должна быть шикарная квартира или дорогая машина. Главное — что я востребован среди своих.
Например, я самый лучший слесарь — и мне классно, я доволен. Причем коллектив может быть не один, а несколько. И чем их больше, тем лучше: допустим, на работе у человека не все получается, но зато в семье его любят и уважают.
Самооценкой также называют самоэффективность (термин введен Альбертом Бандурой). То есть представление о своих возможностях решения задач. Например, я знаю, как сделать яичницу, но не знаю, как починить мотор.
То есть, по сути, самооценкой мы можем называть три понятия:
1. Какой/какая я (я-концепция),
2. Что я собой представляю как часть социума, коллектива (самооценка),
3. Насколько хорошо я умею решать задачи (самоэффективность).
Вопросы социального статуса и материальных благ — это прежде всего вопросы самооценки и самоэффективности.
Например, у меня есть дорогая машина, и я рассуждаю так: · Видимо, я настолько нужен людям, что они готовы мне хорошо платить. · Видимо, я так хорошо умею решать вопросы, что мне платят за это деньги и я могу позволить себе дорогие покупки.
— Оценка своего места в социуме — это ни в коем случае не вопросы финансового статуса. Есть понятие социальной иерархии, и действительно очень приятно подниматься по этой лестнице до определенного уровня. Но дальше могут начинаться обратные эффекты, потому что чем выше забрался, тем опаснее сидеть.
Если мы говорим о самооценке как социометре, то главное — это наличие своего коллектива. Например, я работаю кочегаром в котельной, но меня зовут Виктор Цой и на мои концерты ходит половина Ленинграда. То есть имущественный статус почти никакой, но в своей тусовке я царь и бог. И человеку этого вполне может хватать.
Важно, чтоб у каждого человека было место, где его уважают, где он востребован. Это не связано с наличием квартиры или машины.
Откуда берется желание показывать окружающим свое благосостояние? Это называется статусное потребление. Демонстрируя дорогие покупки, я показываю, кто я. И даже если в некоторых случаях люди просто пускают пыль в глаза.
— Стремление показать свой финансовый статус чаще проявляется у людей, не достигших устойчивого социального статуса. Как правило, это молодежь. Когда я чего-то достиг в обществе, понимаю свою самоэффективность — мне незачем показывать и доказывать.
С возрастом появляется много внутренних опор. Допустим, у меня нет дорогой квартиры в престижном районе, но есть опыт, профессиональные компетенции, понимание своей эффективности. То есть я уже столкнулся с какими-то событиями, справился с ними, знаю, что могу, а что не могу.
Это не значит, что мы полностью отказываемся от статусного потребления. Никто же не ходит в рубище. И старую одежду тоже хочется заменить на более новую. Это вполне нормально.
Но когда человеку еще не на что опереться — хочется показать себя через вещи. Пусть другие видят, как хорошо я устроился в этой жизни. Особенно когда речь идет о привлечении противоположного пола. И это чистой воды попытка поднять свой социальный статус, свою самооценку.
Попытка занять определенное место в своей популяции. Да, современная молодежь меньше вкладывается в вещи, а больше во впечатления. Условно, у меня есть дорогой телефон и я съездил отдохнуть на хороший курорт — это два равноценных понятия для внешнего наблюдателя. Я показываю, что у меня есть на это деньги. Впечатления тоже стоят денег, и они сейчас тоже становятся элементом статуса.
— Напротив, у нас я наблюдаю такое показательное прибеднение, если в целом оценивать. Простой пример. Спроси у белоруса, как жизнь, он тебе: «Ну так себе…». А зайдешь в любой ресторан — народу сидит полно. На что сидят? Загрузка общепита у нас достаточно высокая. То есть деньги у людей есть.
Нацбанк регулярно публикует данные, сколько денег белорусы хранят на депозитах — это несколько миллиардов долларов. И сколько еще валюты под матрасами лежит? Все это на страну с населением меньше 10 миллионов человек. Как эти люди могут говорить, что они бедные?!
Идем дальше. У среднего белоруса часто есть квартира и дача. В США наша дача — это домик в пригороде. Магазинов шаговой доступности нет, инфраструктуры нет — по большому счету, место для ночевки. Наши дачи, может быть, поменьше, но суть похожа. Но если продать квартиру, переселиться в дачный поселок — ты будешь реально богатым человеком.
То есть мы можем себе позволить жить в городе в будние дни, а на выходные выезжать на природу. Представьте условного американца, который в рабочие дни живет в Нью-Йорке, на Манхэттене, а на уикенд едет в загородный дом. Это же очень дорого. Но нашему человеку лучше прибедниться.
Это не значит, что белорусы ходят с авоськами в старых стоптанных башмаках. И есть такие, кто любит рисануться, пусть даже это будет не оригинальный айфон, а китайская подделка. Но в основном наши люди любят говорить, что живут бедно. При этом и стоянки у домов забиты, и рестораны заняты, и под матрасами денег спрятано немало.
В общем, в Европе что-то похожее — и машин дорогих много, и люди хорошо одеваются, но при этом никто не выпячивает свое благосостояние.