Стать
Частным лицам
Программа лояльности Альфа Бонус
Переводы денежных средств
Страхование
Другие продукты
Сотни калькуляторов и пальцев стерты при подсчете стоимости часа работы. Привычная схема — поделить доход на время. Сегодня этим не ограничимся и поищем ответ на вопрос: как увеличить свою стоимость?
Всех людей, которые зарабатывают деньги, можно разделить на две группы: наёмные и работающие на себя. Оттолкнемся от этой классификации и выясним, как правильно рассчитать стоимость своей работы. В этом нам поможет Татьяна Герасимова, юрист, предприниматель и бизнес-психолог.
«Оклад» — самая популярная в Беларуси форма вознаграждения сотрудника за работу в штате. При этом в найме немного инструментов для резкого изменения своей цены, как работника. Даже время не нужно считать — все подсчитано законодательными актами.
Единственное исключение — переработки и работа в выходные, которые по закону нужно оплачивать в двойном размере. Но доля такой работы и дохода от нее чаще всего мала. Плюс такой системы: ты заранее понимаешь, сколько зарабатываешь и можешь планировать свое будущее в рамках записанных контрактом возможностей. Да, могут быть бонусы за годы работы, тарифы, разряды, классы — все это влияет на стоимость часа, но не сильно.
Еще один плюс — социальные гарантии: можно спокойно болеть и лечиться, зная, что жизнь не пойдет под откос.
Хотите быстро узнать, сколько стоит ваш час?
Делите получаемую на руки сумму на 167 (среднее количество рабочих часов в месяц). Например, минимальная зарплата в стране сегодня составляет 554 рубля. Получается 3,3 рубля в час.
Второй вариант оплаты в найме — «оклад» + KPI (или КПД — конечный продукт должности). Чем больше ты сделаешь, тем больше получишь долю от результата. Такой вариант чаще встречается в работе на частный бизнес, например, в отделах продаж. Тут стоимость часа варьируется сильнее, но по очень плавной амплитуде (при разумном планировании и отсутствии яркой сезонности в работе).
Тут принципиально другая модель: у вас есть время и вы начинаете его продавать. При этом предприниматели часто имеют ненормированный рабочий день и даже не пытаются считать потраченное время. И гарантий на случай болезни нет никаких. Но и доход может быть выше, чем в найме.
Делим «свое дело» на три группы. Отчасти это юридическое деление, но больше смысловое, чтобы всем было понятно.
1. Большая работа/проект в чужой команде
Работник может быть в любом правовом статусе (ИП/НПД/…). Это люди, которые на удаленке делают проект для какой-то, обычно крупной, компании. Они говорят: «работаю в компании N», но юридически — нет. Большие компании нанимают такие команды (маркетинг, например) на так называемый ауторс. Деньги делятся по итогу: сделали работу, разделили на количество затраченных часов и поделили прибыль на всех, в зависимости от договоренности или затраченного времени. Фактически получается, будто это зарплата, и команда считает, что она «на удаленке». Тут влияние на стоимость часа небольшое.
2. Фрилансеры
Это индивидуальная работа на одну команду, на другую, на третью, на самого себя. Влияние на стоимость часа гораздо больше, чем у первой группы. Сколько заработал — столько получил.
3. Бизнес
Юрлицо или ИП с наемными сотрудниками. В отличие от первой группы, эта команда работает не на одного заказчика, а выступает на рынке как масштабируемые профессионалы. У них часто есть сайт, они выступают на конференциях и в открытую рассказывают о себе. Тут ты сам не только за себя, но и за нанятых сотрудников. Твое время (обратите внимание: мы уже говорим про собственников, остальные члены команды — в найме), потраченное на работу, не прямо пропорционально полученным от клиентов деньгам.
Ты делегируешь функции и платишь зарплаты. Но это место №1 по влиянию на возможность удорожания своего часа. В чем разница? В найме вы тоже можете удорожать себя, получая опыт, образование, рекомендации. Но с подписанием контракта с четкими условиями возможность повышать свою цену заканчивается. В бизнесе же вы способны влиять на стоимость своего часа каждый день.
С наймом понятно — тут поднять цену можно только с подписанием нового контракта. А вот с фрилансерами, экспертами и предпринимателями все интереснее. И начнем с того, что скорее всего они неправильно считают цену своего часа.
Самое большое заблуждение, в которое впадают люди — это интуитивное масштабирование цены своей работы для клиента. Например, психолог стоит 150 рублей\ в час для клиента — и он считает, что его время продается по этой цене. Некоторые даже умножают на рабочую неделю и полагают, что их заработок может быть равен 150*167 (часов в месяц). А потом однажды садятся вечером и думают: что—то денег беру много, а где они?
О чем забывает психолог? Посчитать свои издержки и физические возможности.
И в товарном бизнесе, и в продаже услуг, и среди экспертов есть издержки: рабочая одежда или костюм, оплата няни или делегирование по дому, садик, телефон, ноутбук… Даже парикмахер или стилист для эксперта, продающего услуги, — это издержки. Сюда же можно добавить образование и любые курсы.
Представьте, что вы вяжете и продаете шапки. В среднем на изготовление одной уходит 3 часа. Цена шапки для покупателя — 120 рублей. Значит ли это, что ваш час стоит 40 рублей? Нет. Потому что пока вы вяжете:
Когда вы все это посчитаете, и ваши доходы будут перекрывать расходы — тогда вы можете говорить о чистом доходе и делить его на время.
В психологии бизнеса есть понятие «справедливого дохода». Оно означает, какой суммы дохода, по вашему мнению, вы достойны с учетом вашего опыта, образования, амбиций. В найме часто говорят для первой работы «тысячу», потом «две-три».
У предпринимателей амбиции выше: те, кто поскромнее считает справедливым доход в пять тысяч, другие называют сразу десять.
Теперь давайте считать, сколько нужно продавать, произвести, перепродать, чтобы получить эти деньги. Если ваш час, оказалось, стоит рубль, то как вы будете зарабатывать желаемую тысячу? Поработав с клиентом 2 часа, вы возьмете с него, например, 100 рублей (вы заявили, что стоите 50 рублей в час). А на подготовку к этому разговору ушло еще 2 часа. И еще час на «пост обработку». Получается, что делить 100 рублей нужно не на 2 часа, а на 5 затраченных. И ваш час стоит 20 рублей, а не 50.
Зачем нужно считать час? Чтобы не уйти в минус, а найти нужных клиентов. С одними будет доход будет рубль, с другими 10 рублей, с третьими — 30. Логично, что нужно больше последних. Осознав свою настоящую цену, цену своих конкурентов, вы лучше сможете прогнозировать работу и доход. А также формулировать продуктовое обещание клиенту.
Методик по подсчету свободного времени нет. Популярный подход «за сколько вы продадите свой выходной» — субъективен. Когда мы считаем минималку, мы к чему—то привязываемся. Когда считаем цену свободного вечера, который вы заняли работой — нет методики или закона.
Значит ли это, что стоимость свободного времени всегда минусовая? Мол, если не зарабатываешь — значит, тратишь. Ничего подобного. Если я работаю в частном бизнесе, то после отдыха или дня в SPA я продам себя клиенту X2 просто на драйве и эмоциях. Возьмите перелет бизнес-классом. Это всегда в два-три раза дороже эконома. Но за это время ты выспишься, придумаешь классную идею, все это продашь и окупишь билет 10 раз.