Почему стоит покупать работы белорусских художников и инвестировать в искусство

для амбиций
22 февраля 20243 минуты на прочтение
Одни вкладывают в ценные бумаги, другие – в биткоин, есть и те, кто покупает предметы искусства. Если вдруг вы решили приобрести картину, то почему бы не совместить приятное для души с долгосрочным вложением? Вместе с Еленой Бубенчиковой, автором и руководителем проекта «Арт-повод», разбираемся, какие работы белорусских авторов стоит покупать, из чего складывается стоимость арт-объектов, как оформляются «по уму» сделки о покупке.
Таня Буланова

Елена Бубенчикова

Выход этого материала мы приурочили к 145-летию со дня рождения Казимира Малевича (23 февраля), всемирно известного художника, автора «Черного квадрата». Он, напомним, некоторое время работал в белорусском Витебске, создав художественное объединение УНОВИС. Сегодня картины Малевича стоят баснословных денег. Вряд ли он ожидал, что его «Супрематическая композиция» будет продана в 2018 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $85 812 500…

Где можно получить знания об арт-рынке Беларуси

Если вас вдохновляет история Малевича, и вы подходите к покупке картины серьезно, как к инвестиции,  то стоит сначала изучить художественный рынок Беларуси. Елена Бубенчикова рекомендует познакомиться с работами художников, получить информацию о ценах на их произведения. Это можно сделать, например:
  • на онлайн-платформе «Арт-центра»,
  • на «Осеннем салоне» во Дворце искусства,
  • на онлайн платформах аукционных домов (здесь речь идет исключительно о зарубежных),
  • посещая выставки в галереях, арт-ярмарки,
  • на личных платформах художников: сайтах, соц. сетях.

–  Источников и материалов для изучения достаточно,  но здесь следует отличать развлекательный контент, которого сейчас в избытке,  от образовательного. К образовательному контенту я отнесу и наш проект «Арт-повод». Его лекции  помогают расширить знания об искусстве, понять тренды и выработать «насмотренность». А она важна для грамотного приобретения картин.

Если вы решили для начала «прокачаться» в теме искусства, посмотрите на анонсы предстоящих лекций в аккаунте @art.povod. Там же можно почитать и об участниках команды\лекторах: Екатерине Изофатовой, Екатерине Каленкевич, Ирине Скворцовой, Юлии Лисай, Артеме Лапицком. Сейчас я говорю о длинном пути, когда человек самостоятельно становится сначала увлеченным исследователем, слушателем, а затем ценителем и коллекционером, - подчеркивает Елена Бубенчикова. 

Лекции по искусству в рамках «Арт-повод» собирают полный зал. Фото из Instagram-аккаунта проекта.

От чего зависит цена картины

Критериев оценки стоимости существует достаточно много, но в мировой практике есть два главных.

  • Первый: наличие произведений художника в крупных музейных собраниях. Речь сейчас идет о ныне живущих и работающих художниках. Если художника при жизни выбирает музей для покупки в фонд – это важный сигнал для коллекционера или инвестора.
  • Второй: выставочная деятельность художника. А именно: где выставляется сейчас и выставлялся ранее, были ли персональные выставки в художественных музеях.

– Обратите внимание и на публичную представленность художника на международном уровне. Проще говоря, интерес к его работам со стороны европейского или азиатского рынков. Последний, к слову, сейчас является своего рода маркером для инвестора, так как все чаще перехватывает инициативу у европейского и американского рынков. Пример тому – белорусский художник Константин Селиханов и его участие в скульптурном симпозиуме в Японии, – рассказывает Елена.

Скульптура Константина Селиханова "Дэвид", бронза, сталь.

Влияет на цену предмета искусства и провенанс – это история владения картины, ее происхождение. Своего рода биография художественного произведения. Чем серьезнее провенанс, тем выше стоимость работы.

Возможно ли до сих пор найти в продаже в Беларуси картины признанных мэтров живописи?

Да, это возможно.

– В небольшом количестве, но у нас представлены галереи, специализирующиеся на продаже антиквариата и старых мастеров. Также можно найти такие картины к продаже в частных коллекциях. Стоимость таких произведений искусства следует уточнять в галереях или у лиц, которым принадлежат данные работы, так как диапазон цен может быть довольно широк, – отмечает Елена Бубенчикова.

Как обстоит ситуация с молодыми белорусскими художниками

Имена, которые на слуху и довольно часто фигурируют, безусловно, есть. Елена Бубенчикова дает свои профессиональные рекомендации.

Например, Евгений Шадко. Евгений этим летом был представлен на ярмарке Volta в Базеле. Это как раз про международный уровень, о котором мы говорили выше. Художник работает на стыке реалистичного портрета с абстракцией. 

Работа Евгения Шадко в интерьере, "Без названия", холст, масло.  

Ольга Орсик – невероятно талантливая скульптор, обладательница диплома Восьмого Международного Пекинского Биеннале искусств (Eighth Beijing International Art Biennale), в 2020 году - Триеннале искусств, диплом лауреата в номинации «Скульптура» Национальной премии в области изобразительного искусства. 

Скульптура Ольги Орсик "Триплет", полимер, дуб. 

Художница-акварелист Вера Ковзанович. Ее работы находятся в Национальном художественном музее РБ. 

Графика Веры Ковзанович «Чарот», бумага, акварель.

Татьяна Савик, закончившая МГХУ им. А.К. Глебова, отделение станковой живописи, которая уникально сочетает в своих портретах левкас, традиционно применяемый в иконописи, с металлом.

Работа Татьяны Савик "VOID", левкас, темпера, витраж

Безусловно, имен гораздо больше! Об этих художниках и других современных белорусских художниках, их произведениях, включая стоимость последних, есть информация на платформе artcenter.by

Современное искусство Беларуси – как инвестиция

По мнению Елены Бубенчиковой, стоит различать коллекционеров и инвесторов.

Коллекционер – это инвестор, который изначально понимает и принимает информацию, что цена на картины через определенное время может измениться. Причем, как в большую, так и меньшую сторону.

Приведу простой пример – некоторые художники, чьи картины сейчас есть в продаже, вообще не будут торговаться через условные 50 лет. То есть их стоимость будет значительно ниже текущей.

Задача коллекционера – не столько инвестирование с целью получения прибыли, но создание и понимание своей коллекции и миссии. Есть аксиома среди профессионалов, что любая хорошая коллекция через 100 лет попадает в музей. Собственно, все лучшие мировые музеи начинались с коллекций. И у нас в стране есть прекрасные примеры коллекций, которые однозначно будут расти в цене.

Инвестор же – это участник художественного рынка, предполагающий получение прибыли через определенный промежуток времени с актива – произведения искусства. Да, безусловно, современное искусство Беларуси может быть объектом инвестиций. Я уже говорила про общие моменты рынка искусства и классических рынков. Есть еще одна общая черта – и там, и там нет единого сценария развития стоимости актива. Поэтому применимы разные стратегии инвестирования.

Кто-то предпочитает консервативные инструменты, кто-то быструю и агрессивную игру. А кто-то сочетает оба варианта, диверсифицируя активы.

Если переводить на рынок искусства, то

  • художники, уже сложившие себе имя – это консервативная и долгая позиция,
  • новички или художники мейнстрима современного арт-процесса – это высокорискованные активы.

Чем в покупке картины может помочь искусствовед-куратор

– Моё глубокое убеждение, что единственный правильный путь потенциального покупателя, инвестора или коллекционера – обращение за консультацией к профессиональным экспертам. Их главная задача – рассмотреть все критерии и факторы, о которых мы говорили выше, и дать объективную оценку произведения, включая стоимость.

Для клиента это упростит процесс выбора, избавит от потери времени. Гарантирует, как минимум, избавление от покупки неликвидной работы.

Если бы я решила приобрести работу художника, то обратилась бы к моим коллегам по проекту. Это кандидаты и магистры искусствоведения, культурологи, историки искусства, специалисты искусствоведческой экспертизы, кураторы крупнейших выставочных проектов РБ – профессионалы, имеющие многолетний практический опыт (15 и более лет) работы с произведениями искусства, музейными произведениями.

Шагал, Рущиц, Басов, Хидекель, Якерсон, Жуковский, Бакст  – об этих и многих других художниках участники проекта «Арт-повод» создавали и проводили выставки, экскурсии, лекции. Крайне ценно для страны и арт-рынка то, что они делятся экспертизой и уникальными материалами, которые не найти в открытом, публичном доступе.

Режим работы в праздничные дни


Для физических лиц

Для юридических лиц