Стать
Частным лицам
Переводы денежных средств
Другие продукты
Елена Бубенчикова
Выход этого материала мы приурочили к 145-летию со дня рождения Казимира Малевича (23 февраля), всемирно известного художника, автора «Черного квадрата». Он, напомним, некоторое время работал в белорусском Витебске, создав художественное объединение УНОВИС. Сегодня картины Малевича стоят баснословных денег. Вряд ли он ожидал, что его «Супрематическая композиция» будет продана в 2018 году на аукционе Christies в Нью-Йорке за $85 812 500…
- Источников и материалов для изучения достаточно, но здесь следует отличать развлекательный контент, которого сейчас в избытке, от образовательного. К образовательному контенту я отнесу и наш проект «Арт-повод». Его лекции помогают расширить знания об искусстве, понять тренды и выработать «насмотренность». А она важна для грамотного приобретения картин.
Если вы решили для начала «прокачаться» в теме искусства, посмотрите на анонсы предстоящих лекций в аккаунте @art.povod. Там же можно почитать и об участниках команды или лекторах: Екатерине Изофатовой, Екатерине Каленкевич, Ирине Скворцовой, Юлии Лисай, Артеме Лапицком.
Лекции по искусству в рамках «Арт-повод» собирают полный зал. Фото из Instagram-аккаунта проекта.
Критериев оценки стоимости существует достаточно много, но в мировой практике есть два главных.
– Обратите внимание и на публичную представленность художника на международном уровне. Проще говоря, интерес к его работам со стороны европейского или азиатского рынков. Последний, к слову, сейчас является своего рода маркером для инвестора, так как все чаще перехватывает инициативу у европейского и американского рынков. Пример тому – белорусский художник Константин Селиханов и его участие в скульптурном симпозиуме в Японии, – рассказывает Елена.
Скульптура Константина Селиханова "Дэвид", бронза, сталь.
Влияет на цену предмета искусства и провенанс – это история владения картины, ее происхождение. Своего рода биография художественного произведения. Чем серьезнее провенанс, тем выше стоимость работы.
Да, это возможно.
– В небольшом количестве, но у нас представлены галереи, специализирующиеся на продаже антиквариата и старых мастеров. Также можно найти такие картины к продаже в частных коллекциях. Стоимость таких произведений искусства следует уточнять в галереях или у лиц, которым принадлежат данные работы, так как диапазон цен может быть довольно широк, – отмечает Елена Бубенчикова.
Имена, которые на слуху и довольно часто фигурируют, безусловно, есть. Елена Бубенчикова дает свои профессиональные рекомендации.
Например, Евгений Шадко. Евгений этим летом был представлен на ярмарке Volta в Базеле. Это как раз про международный уровень, о котором мы говорили выше. Художник работает на стыке реалистичного портрета с абстракцией.
Работа Евгения Шадко в интерьере, "Без названия", холст, масло.
Ольга Орсик – невероятно талантливая скульптор, обладательница диплома Восьмого Международного Пекинского Биеннале искусств (Eighth Beijing International Art Biennale), в 2020 году - Триеннале искусств, диплом лауреата в номинации «Скульптура» Национальной премии в области изобразительного искусства.
Скульптура Ольги Орсик "Триплет", полимер, дуб.
Художница-акварелист Вера Ковзанович. Ее работы находятся в Национальном художественном музее РБ.
Графика Веры Ковзанович «Чарот», бумага, акварель.
Татьяна Савик, закончившая МГХУ им. А.К. Глебова, отделение станковой живописи, которая уникально сочетает в своих портретах левкас, традиционно применяемый в иконописи, с металлом.
Работа Татьяны Савик "VOID", левкас, темпера, витраж
По мнению Елены Бубенчиковой, стоит различать коллекционеров и инвесторов.
– Коллекционер – это инвестор, который изначально понимает и принимает информацию, что цена на картины через определенное время может измениться. Причем, как в большую, так и меньшую сторону.
Приведу простой пример – некоторые художники, чьи картины сейчас есть в продаже, вообще не будут торговаться через условные 50 лет. То есть их стоимость будет значительно ниже текущей.
Задача коллекционера – не столько инвестирование с целью получения прибыли, но создание и понимание своей коллекции и миссии. Есть аксиома среди профессионалов, что любая хорошая коллекция через 100 лет попадает в музей. Собственно, все лучшие мировые музеи начинались с коллекций. И у нас в стране есть прекрасные примеры коллекций, которые однозначно будут расти в цене.
Инвестор же – это участник художественного рынка, предполагающий получение прибыли через определенный промежуток времени с актива – произведения искусства. Да, безусловно, современное искусство Беларуси может быть объектом инвестиций. Я уже говорила про общие моменты рынка искусства и классических рынков. Есть еще одна общая черта – и там, и там нет единого сценария развития стоимости актива. Поэтому применимы разные стратегии инвестирования.
Кто-то предпочитает консервативные инструменты, кто-то быструю и агрессивную игру. А кто-то сочетает оба варианта, диверсифицируя активы.
Если переводить на рынок искусства, то
– Моё глубокое убеждение, что единственный правильный путь потенциального покупателя, инвестора или коллекционера – обращение за консультацией к профессиональным экспертам. Их главная задача – рассмотреть все критерии и факторы, о которых мы говорили выше, и дать объективную оценку произведения, включая стоимость.
Для клиента это упростит процесс выбора, избавит от потери времени. Гарантирует, как минимум, избавление от покупки неликвидной работы.
Если бы я решила приобрести работу художника, то обратилась бы к моим коллегам по проекту. Это кандидаты и магистры искусствоведения, культурологи, историки искусства, специалисты искусствоведческой экспертизы, кураторы крупнейших выставочных проектов РБ – профессионалы, имеющие многолетний практический опыт (15 и более лет) работы с произведениями искусства, музейными произведениями.
Шагал, Рущиц, Басов, Хидекель, Якерсон, Жуковский, Бакст – об этих и многих других художниках участники проекта «Арт-повод» создавали и проводили выставки, экскурсии, лекции. Крайне ценно для страны и арт-рынка то, что они делятся экспертизой и уникальными материалами, которые не найти в открытом, публичном доступе.