Как мошенники добираются до чужих денег с помощью мобильных данных

для амбиций
27 февраля 20242 минуты на прочтение
Авантюристы ищут все новые способы финансовых махинаций. Судя по недавним случаям, они хорошо выучили банковскую терминологию и стремятся получить доступ к данным, поступающим через мобильный телефон. Помогаем разобраться с их уловками.

Как выглядит мошенническая схема

Сценарий такой.

  • Мошенник звонит с незнакомых номеров – как по сотовой связи, так и в мессенджерах (Viber, Telegram, WhatsApp). Представляется специалистом Альфа Банка либо сотрудником правоохранительных органов.
  • Далее мошенник может уверенно озвучить ваши персональные данные: адрес электронной почты, какие-то данные из паспорта.
  • Может сказать, что ранее клиенту направляли SMS с кодом от Альфа Банка и сообщение могут направить повторно. После этого на телефон клиента приходит стандартное SMS с текстом «никому не сообщайте код для входа в INSNC». Мошенники просят не называть код, но не ведитесь на эту уловку — так они пытаются притупить вашу бдительность. SMS поступает на телефон клиента, если мошенник пытается зайти в этот момент в интернет-банкинг.
  • Звонящий уведомляет, что на имя человека оформлен кредит или выпущена кредитная карта, которую он заказывал через интернет. Также мошенник сообщает, что карту можно забрать в отделении, доставить курьером или почтой (может назвать адрес клиента).
  • Если клиент сообщает, что карту не оформлял, мошенники предлагают переключить его на отдел безопасности.
  • Далее беседу ведет человек, утверждающий, что от вашего имени направлены заявки на кредиты в другие банки.

Если вы еще не прервали разговор, то самое время это сделать…

Что мошенники предлагают сделать своей жертве, которая продолжает общаться:

  • Назвать место работы, трудовой стаж, среднемесячный размер зарплаты и другие сведения.
  • Отправить фото паспорта — якобы, с целью идентификации.
  • Включить видеосвязь (в Telegram или Skype) и функцию демонстрации экрана своего мобильного — якобы, для сбора и фиксации доказательств.

Зачем мошенникам именно эти данные

Получив доступ к экрану, мошенник может отслеживать все приходящие клиенту из банков и от операторов мобильной связи сообщения с секретными кодами подтверждения операций.

Коды используются для входа интернет-банкинг. Или в ваш личный кабинет на сайте мобильного оператора и установки переадресации входящих вызовов и (или) сообщений на номер злоумышленника. В итоге, если специалист банка (реальный, а не мошенник) позвонит клиенту, то звонок будет переадресован мошеннику. Он и будет вести разговор от имени клиента.

Мошенники могут попросить установить на телефон приложение, которое дает доступ к телефону клиента. С помощью удаленного доступа мошенники способны от имени клиента подавать заявки на кредит и похищать деньги с его счетов.

А еще могут попросить сделать сэлфи с раскрытым паспортом. Якобы, для обращения в Национальный банк и аннулирования оформленных мошенниками на имя клиента кредитов. Затем такое фото используется для получения виртуальной SIM-карты у оператора связи от имени клиента. После этого мошеннику становятся доступны и входящие и исходящие звонки с номера телефона клиента, и он может обращаться от имени клиента в контакт-центры банков.

Бывали просьбы из категории «шпионского триллера». Вас просят позвонить в банк и оформить кредит или овердрафт, либо карту рассрочки. Всё — под видом тайной спецоперации, чтобы поймать мошенников и изобличить соучастников из числа банковских работников. За отказ от участия в этой «операции» либо за разглашение сведений о ней могут угрожать уголовной ответственностью. Разумеется, после получения кредита просят перевести денежные средства на указанный ими счет либо делают это сами, получив доступ к телефону клиента и его счетам в банке.

Если вам кажется, что вы на раз-два разоблачаете уловки, то учитывайте, что и мошенники «эволюционируют». Они могут быть очень убедительны. Говорят быстро, используют много специальных терминов и стандартные фразы, которыми пользуются сотрудники банков и правоохранительных органов. Это вводит людей в заблуждение.

Не совершайте тех действий, о которых вас никогда не попросит настоящий сотрудник банка:

  • не устанавливайте сторонние приложения на телефон;
  • не запускайте демонстрацию экрана;
  • не устанавливайте переадресацию звонков;
  • ничего не делайте с SIM-картой (не доставайте её из телефона) не озвучивайте коды из SMS.

Главный совет: при возникновении любых сомнений – сразу же прекратите разговор и свяжитесь с банком по номеру, указанному на вашей банковской карточке или официальном сайте банка.

Режим работы в праздничные дни


Для физических лиц

Для юридических лиц