Как выглядит белорусский виртуальный музей дизайна?

для амбиций
15 марта 20237 минут на прочтение
Выставки и проекты Белорусского союза дизайнеров всегда отличались концепцией, фантазией и размахом, будь то альманах «Тутэйшы дызайн. Асобы і рэчы», выставки «Постулат» и «Лихтарт», посвященные авторскому видению утилитарных предметов, или виртуальная коллекция белорусского плаката. О новом большом проекте БСД – виртуальном музее белорусского дизайна –  мы поговорили с председателем союза, дизайнером и художником Дмитрием Сурским.
Остались лишь пояснительная записка и несколько слайдов

В 1990-м году в Минске открылся уникальный проект – «Постоянная выставка белорусского дизайна». Организатор выставки – талантливый дизайнер и педагог Игорь Герасименко – систематизировал и осмыслил достижения белорусов в дизайне и материальной культуре. В экспозиции присутствовали предметы так называемого протодизайна – плетеные лапти, кошики и традиционные крестьянские инструменты. Также на выставке были представлены предметы индустриальной эпохи, сделанные в стилистике сталинского ампира, хрущевского минимализма, сурового стиля. Но основную часть экспозиции составляли современные разработки ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-технический институт технической эстетики): проекты, макеты, прототипы, реальные предметы и их фотографии.


–  Во ВНИИТЭ рождались светлые, интересные идеи, – рассказывает председатель Белорусского союза дизайнеров Дмитрий Сурский. – Впервые именно в белорусском филиале предложили делать не квадратную «морду» у трактора, а закруглить ее, чтобы улучшить видимость и сделать форму более компактной. Эта идея принадлежала Борису Шульману. Можно вспомнить и уникальный МАЗ-2000 «Перестройка», дизайн кабины для которого делали наши ведущие автодизайнеры Станислав Полоневич и Виктор Солнце. Белорусский филиал в принципе был ведущим в Союзе по разработке дизайна сельхозтехники: они разрабатывали всю линейку комбайнов «Дон» и тракторов «Кировец», работали с Ташкентским и Липецким тракторными заводами, а еще занимались холодильниками для Молдовы, медицинской техникой для Риги, станками, тепловозами, проборами для всего бывшего Советского союза…

Специально для выставки художница Мария Капилова в своей графической манере нарисовала полноростовые портреты дизайнеров-современников на матовой японской кальке коричневой тушью, а Сергей Стельмашонок разработал фирменный стиль и шрифт на основе скорининской Библии. Но от уникального проекта доцифровой эпохи остались лишь воспоминания профессионалов, пояснительная записка и несколько слайдов в архиве нашего союза. Больше таких проектов ни в БССР, ни в современной Беларуси не проводилось.
– Нечто подобное мы реализовали в книге «Тутэйшы дызайн. Асобы і рэчы», – говорит Дмитрий Сурский. – Впервые мы решили показать современный дизайн в контексте общей материальной белорусской культуры.
Подспорьем для издания огромного каталога стала группа в Facebook «Рэчы Беларускія». Ее участники выкладывают вещи, которые достойны войти в коллекцию будущего музея белорусского дизайна. Запонки, которые сделали на… заводе «Интеграл». Колода карт, отпечатанная на Первой краевой фабрике игральных карт Александра Лапина в Гродно в начале ХХ века. Короли на этих картах – личности польской и белорусском истории – Ян Собеский, Казимир Великий, Сигизмунд Август и Стефан Баторий. 
Сегодня переизданные карты Лапиных можно купить в личную коллекцию.
 
В Беларуси было много уникальных производств, которые закрылись и канули в Лету. Первое в Российской империи производство оптики работало в Витебске, в Гродно существовала карандашная фабрика и предприятие «Неман», о существовании которого сегодня напоминают только канализационные люки с надписью «Гродно. Велозавод». Несколько гродненских велосипедов и мотоциклов восстановлены белорусскими коллекционерами и сегодня являются раритетными не только у нас, но и в Польше.

Материальная культура очень хрупкая, особенно сегодня, когда в силу развития производства и моды предметы служат недолго, а если выполняют разовую функцию, то вообще не подлежат сохранению. Бытовые вещи, особенно дешевые, выкидываются безжалостно.

Я столкнулся с этим, собирая эмалированную посуду, – говорит Дмитрий Сурский. – Чуть скольчик – и всё, на мусорку. А ведь такая посуда была очень интересной и разнообразной по форме. И это редкий предмет коллекционирования – в отличие от серебра, фарфора или стекла. В союзе мы проводили выставку «Кульман, ватман, рейсфедер», где показали инструменты, которыми еще недавно пользовались и художники, и дизайнеры, и конструкторы. Но современная молодежь не всегда знает, что такое циркуль. Лучшие образцы белорусского дизайна исчезают вместе со старшими поколениями. Эпоха вещей уходит быстро. И сохранить ее для потомков я считаю своей миссией. Изучать,  фиксировать мировосприятие и ощущение эпохи, анализировать и «отправлять в облако» надо не спустя столетия, а сейчас. И тогда не будет никаких исторических фальсификаций.
 
Как может выглядеть белорусский музей дизайна?
 
Национальный музей дизайна и техники, хранитель хрупкой истории материального мира, так и не был открыт в Беларуси. Альтернативным решением стало создание виртуального музея. Такой формат дает безграничные возможности для экспонирования и трансформаций выставочного пространства, а его посетители получат совершенно уникальный опыт. 

– Можно использовать разные аспекты дополненной реальности и симуляции. Не только «побродить» по экспозиции, но и проехать на тракторе «Беларус», ощутить его необузданную мощь и жесткость подвески. Или порулить громадным БЕЛАЗом 750 серии, – рассказывает Сурский. – Еще одна из задач музея – 3D визуализация утраченных объектов и интерьеров на основе разрозненных источников. Очень много интерьеров белорусских магазинов, ресторанов, кинотеатров было уничтожено, а ведь над ними когда-то работали классные архитекторы, дизайнеры и художники-монументалисты.

Виртуальный музей дизайна можно собирать всем миром. Он станет ориентиром и для краеведов, которые часто не могут предугадать ценность и уникальность предметов, и для обычных людей. Посмотрев под новым углом на вещи, которыми забиты дачи, чердаки, подвалы и балконы, можно увидеть вместо хлама музейные экспонаты. 

По какому принципу собирают экспонаты для виртуального музея?

– Мы собрали дизайнеров, культурологов, искусствоведов, коллекционеров, краеведов и историков, чтобы убедиться, что наша работа будет носить междисциплинарный характер. Нужно определить типологию предметов, персоналий, институций, ключевых для истории белорусского дизайна, выработать критериальность отбора вещей, составить список. 

Критерии отбора артефактов для экспозиции – не только оригинальность, неповторимость и красота, но и технологичность, тиражность, устойчивость, а еще – популярность и узнаваемость.

– Мы все сейчас находимся в поисках национальной идентичности, ищем ответ на вопросы, кто такие белорусы и куда они идут. Идентичность возникает тогда, когда возникает инновация, которой до этого не было в мире, и формируется идентичность в том числе, и массово тиражированным продуктом, – отмечает Сурский. – Сначала мы выделили направления производства: автомобильная промышленность, производство стекла, фарфора, мебели, ткани и так далее. За каждое направление отвечают свои специалисты, они должны выбрать самые достойные артефакты в своей нише. 

Огромная исследовательская подготовительная работа сейчас в активной фазе, но две готовые виртуальные подборки уже можно посмотреть на сайте БСД. Первая подборка – это работы современных молодых белорусских дизайнеров и дизайн-бюро, которые были отмечены на международных конкурсах и таким образом получили объективную оценку. А вот вторая подборка – это личный топ Дмитрия Сурского, антология артефактов, сделанных в БССР. Своеобразный оммаж выставке белорусского филиала ВНИИТЭ в самом начале 90-х и недавно снесенному павильону ВДНХ БССР.

Национальный павильон БелЭкспо. 2010. Фото Сергея Ждановича.

Иногда разрыв между дизайнерской мыслью и советским массовым производством был непреодолим: многие идеи или никогда не получили физического воплощения, или устарели, или изменились до неузнаваемости при попадании «на конвейер». В следующей части нашего материала мы расскажем о некоторых артефактах белорусского советского дизайна, которые успешно попали в производство, имели огромные тиражи и стали символами отечественной промышленности.