Работа по созданию белорусского виртуального музея дизайна началась с составления топов и антологий по разным направления производства (стекло и фарфор, ткани, автопром, мебель и др.). Топ артефактов, о которых вы прочитаете в этом тексте, составлен председателем Белорусского союза дизайнеров Дмитрием Сурским. Свой список он очерчивает временными рамками ХХ века: именно тогда произошло становление дизайна как самостоятельного вида деятельности, а место и значение искусства в массовом производстве и в сознании потребителя было переосмыслено.
БЕЛАЗ 540
Этот автомобиль стал визитной карточкой белорусской промышленности. Первый в линейке и самый знаменитый из всего модельного ряда, – новаторская разработка белорусских конструкторов 1961 года. Стиль и образ этой модели были разработаны советским дизайнеров Валентином Кобылинским. Воплощение черт сурового стиля, который в те годы господствовал в советском монументальном искусстве.
Упрощенная геометрия форм, поворотный наклон лобового стекла кабины, лестницы и ребер треугольного ковшевого кузова подчеркивают напряженность, мощь и стремительное движение вперед к светлому коммунистическому будущему. Асимметричное размещение кабины уравновешивается г-образным буфером. Одна из фар размещается над ним, а вторая — непосредственно на радиаторной решетке. Композицию этого автомобиля, построенную на наклонных и горизонтальных линиях элементов конструкции, можно считать безупречной и авангардной для своего времени.
А так оценивали дизайн новой машины современники Кобылинского (Ю.С. Сомов, «Композиция в технике»): «Смело введен элемент асимметрии – кабина смещена в одну сторону, а проходной мостик с поручнем – в другую. Такой уравновешенный элемент асимметрии смягчает могучую форму, а ее пластика становится богаче и выразительнее благодаря чередованию сочных теней и света». Такое решение несомненно было новым и смелым даже в мировом масштабе и стало предметом подражания для знаменитых ближайших конкурентов БЕЛАЗа – Caterpillar, Komatsu и др. Все следующие модели БЕЛАЗа, к разработке которых подключались другие дизайнеры, сохранили общие черты этого успешного проекта. БЕЛАЗ экспортировался более чем в 80 стран мира, а бренд стал настолько популярным, что под ним продавали и другие марки советского автопрома.