Почему все вокруг говорят об экологии?

для меня
10 минут на прочтение

Вы не раз слышали разговоры об экологии, или даже участвовали в них. Тема актуальная, хотя ещё лет 15 назад о горах пластика и изменении климата говорили только учёные и самые ярые активисты. Сейчас экология везде - от блогеров в Инстаграме до политиков. Журналист Глеб Лепейко разобрался, почему она стала трендом.

Глеб Лепейко
Киберспорт, экология
Климатологи заговорили об изменении климата ещё в 1960-х. Но тогда они спорили, кто виноват больше - человек или природа. К 90-м годам определились, что всё же люди: наши выбросы загрязняют атмосферу и усиливают парниковый эффект, а он меняет климат. 

Консенсуса среди учёных оказалось мало. Да, политики в определённой мере их услышали, ООН в 1992 году подписал Рамочную конвенцию об изменении климата. Но пока большинству населения всё равно, политики не станут ориентироваться на эту проблему - с неё голосов на выборах не получишь.
Изменчивость средней температуры поверхности Земли (по Фаренгейту). 
В той же Германии люди ещё в 90-х задумались о том, какой вред наносят природе, занялись возобновляемыми источниками энергии и сортировкой мусора. Но настоящий хайп на теме начался только в “десятых”. И во многом благодаря массе информации от учёных - графикам, таблицам, сравнениям, объяснялкам в СМИ.
По оценкам Всемирного банка, Беларусь ежегодно теряет 1% ВВП из-за изменения климата. Это, на минуточку, примерно 587 миллионов долларов. 40% нашей экономики очень зависит от климата - сельское хозяйство, энергетика, водные ресурсы, лесное хозяйство и другие. В США заявляют о потерях в размере аж 10% экономики к концу XXI века. ООН оценивает будущие убытки в триллионы долларов.

Все эти потери косвенные: изменение климата влияет на множество факторов, которые суммарно и создают такие большие потери. Это комплексная проблема, у которой нет однозначного и универсального решения. Но это стоит того, когда на кону такие большие деньги и условия нашей жизни на планете, не так ли?
Давайте честно: во время постоянных войн государства мало беспокоились о том, какой вред наносят природе. После Второй мировой, когда хотя бы на Западе уровень жизни постоянно рос, люди наконец-то смогли подумать не только о себе. 

На всё это повлияли и те же документальные фильмы от BBC с невероятным Дэвидом Аттенборо, и научпоп-телеканалы National Geographic и Discovery. Сильно повлияли на сознание людей катастрофы - Чернобыль, Фукусима, цунами в Индийском океане в 2004 году (по официальным данным - 230 тысяч погибших) и многие другие. Природа всё чаще напоминает о своей силе.

В конце концов, мы и сами стали замечать изменения. Каждое лето погода бьёт температурные рекорды, во время отдыха у водоёмов можно найти всё больше мусора, место на свалках заканчивается слишком быстро. При этом большинство изменений просто так не увидишь - нужны исследования учёных и внимание к ним от СМИ.
Кто помнит Советский Союз и 90-е годы, тот согласится, что мы потребляем заметно больше ресурсов и выбрасываем всё больше мусора. У нас слишком много одноразовых вещей - попробуйте найти в магазине продукт без пластиковой упаковки. За 15 лет белорусы стали выбрасывать в два раза больше мусора - сейчас это около 350 килограммов в год.

Отходы - одна из главных тем экоактивистов. Они призывают задуматься не только о вреде природе и человеку, но и об осознанности, культе потребления, который усиливается с ростом уровня жизни. Слишком много ресурсов уходит на бесполезное - например, на одноразовый стаканчик, который “проживёт” 10 минут, хотя на его создание и транспортировку ушло намного больше сил и времени.
Благодаря интернету масса людей узнала об экологических проблемах. Одновременно он помогает и масштабно распространять информацию. А с соцсетями забота о природе стала своего рода благотворительностью: участие в челлендже по уборке мусора оценивают так же позитивно, как и, например, помощь детскому дому.
Источник: greenbelarus.info
Некоторые люди делегируют государству заботу о тех же детских домах, но вот с мусором ситуация другая - тут без тотальной поддержки людей не справиться. Никакое государство за нас не соберёт раздельно мусор, не избавится от пластика и не приберётся во всех лесах и реках. Производители - основные виновники экологических проблем - не станут ничего менять, пока общество не надавит на них. Пока им не объявят бойкот, не перестанут покупать их продукт в пластиковой упаковке или не забросают петициями и жалобами, они и не подумают об изменениях.
За последние лет десять стало очень модным бегать по утрам, участвовать в марафонах и вообще всячески заниматься своим телом. Догадываемся, что и тут есть влияние соцсетей. 

Одна из главных частей ЗОЖа - это здоровое питание. Появляется запрос на органическую пищу, меньше полуфабриката, меньше мяса, больше зелени. В итоге это способствует развитию менее вредного для природы бизнеса, а сам “зожник” больше думает о природе. Как-то неприятно бегать по утрам вдоль водоёма между гор пластиковых бутылок. Или есть на завтрак продукты, для которых используют пальмовое масло, потому что его для его добычи вырубают тропические леса и используют детский труд.
Источник: eveningtelegraph.co.uk
Для физического развития (и просто потому что так хочется) люди пересаживаются на велосипеды, а бег совмещают с уборкой мусора - это называется плоггинг

В общем, неравнодушие к природе, ЗОЖ, интернет, соцсети, экономика, осознанность - всё это очень тесно связано и привело к тому, что люди так активно заговорили об экологии.
VII. Новые идеи для всех неравнодушных к теме

Карта Health_Me_Up - инициатива от Альфа-Банка и одноименного ЗОЖ-клуба. Она существует для тех, кто готов менять своё тело, сознание и мир вокруг к лучшему: клуб создаёт уникальные программы и проводит кучу интересных ивентов, а карта обеспечивает скидки, бонусы и привилегии для всех неравнодушных к теме. Фактически, карта Health_Me_Up - это пропуск в клуб:)

Посмотреть условия и заказать карту можно здесь. Кстати, в составе пакета решений карта Health_Me_Up может быть бесплатной!

Режим работы в праздничные дни


Для физических лиц

Для юридических лиц